Телеведущий, режиссер и актер Александр Гордон стал почетным гостем вчерашней церемонии закрытия IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино.


Либо проповедь, либо исповедь

Жертвой толерантности в шутку назвал себя Гордон, выступая на церемонии:

- Во мне намешаны русская, украинская и еврейская кровь. Я крещеный, но скорее атеист. Так кто же я после этого?..

Чуть раньше, общаясь с журналистами, телемэтр рассказал о своем участии в разных кинофорумах:

- Я был членом жюри, председателем детского кинофестиваля, участвовал в фестивале  православного кино. И очень символично, что теперь приехал еще и на мусульманский. На самом деле это очень хорошо, когда у фестиваля есть критерии отбора, правила игры. Потому что многие российские кинофорумы сегодня безлики. Я, например, не могу понять фестивальную политику такого нашего монстра, как «Кинотавр». Не  понимаю тамошние критерии отбора, решения членов жюри. Всякий раз для  участников, гостей и зрителей  это - лотерея, кому и почему достанется приз. А у вас есть правила игры.

Затем Александр Гариевич дал свое определение искусству кинематографа:


- Это либо проповедь, либо исповедь. Ничего другого не дано. Если мусульманское кино - это проповедь, то это проповедь определенных  традиций, взглядов, морали. А если это исповедь, то это исповедь человека, который по тем или иным причинам не удержался в рамках этих устоев и морали.

Казань - столица «мыла»? Почему бы и нет…

Учитывая, что столица Татарстана в последнее время стремится стать первой во многих областях жизни, журналисты поинтересовались у Гордона, может ли Казань стать центром мирового, ну или хотя бы российского кинематографа.

- Я не могу сказать, что сегодня вообще существует столица мирового кинематографа, потому что он не равнозначен сам по себе, - на полном серьезе ответил режиссер. - Сегодня есть три тренда развития кино. Первый - Голливуд со своими аттракционами. Это фильмы с огромным бюджетом и большим количеством спецэффектов, рассчитанные на аудиторию 5+, каковой является весь американский зритель. Второй тренд - авторский кинематограф, где позиция автора - «это мое кино, что хочу, то и ворочу, а кто это будет смотреть, мне  совершенно все равно». Наша страна, кстати, одна из первых в этом тренде. Подобную позицию режиссеров я вижу почти на каждом «Закрытом показе». Третий тренд -  кино для зрителя, на котором мы выросли. Оно сейчас ушло на телевидение, в сериалы. Меня это настораживает, потому что, когда кино переходит на телевидение, у него остается крайне мало выразительных средств, его качество ухудшается… Понятно, что столицей зрелищного кино вы в ближайшее время не станете, авторское - слишком скучно, а вот отнять пальму первенства в создании сериалов у Москвы и Питера Казань вполне способна. Сегодня больше половины российского «мыла» снимается на Украине, потому что там дешевле и в то же время созданы все условия. Если вы нарастите материально-техническую базу, создадите инфраструктуру, построите павильоны для съемок, то все возможно.

«Овсянки» - скверное кино

Гордон также рассказал о «кухне» своей программы «Закрытый показ», за которую он уже трижды получал ТЭФИ - высшую награду в отечественном телевидении.

- Я не отбираю картины для своей программы, - признался Александр Гариевич. - Чтобы попасть в эфир, фильм должен быть куплен Первым каналом. При этом я даже не могу ничего порекомендовать руководству, поскольку у тех, кто кино покупает, возникнет мысль: а что Гордон с этого имеет… Единственное исключение я сделал для фильма «Сердца бумеранг» режиссера Николая Хомерики, потому что в России эта картина вышла всего на одной копии. А я считаю, что это лучший фильм десятилетия. А вообще у нас сейчас на полке лежит 9 записанных программ «Закрытого показа». Но канал просто не может поставить их в эфир с тех пор, как появился «Вечерний Ургант». Такая же проблема теперь у всех вечерних передач. Я ничего против Вани не имею, но сколько же можно!

Продолжая тему «кино не для всех», Александр Гордон признался казанским журналистам, что ему не понравился фильм  «Овсянки», созданный по сценарию нашего земляка Дениса Осокина и получивший приз на Венецианском фестивале.

- Это, на мой взгляд, скверное кино. Из-за того, что там громадная спекулятивная составляющая. По той же причине, кстати, я считаю, что другой российский режиссер Андрей Звягинцев лишен не только совести, но и таланта. Однако он регулярно получает призы на фестивалях класса А. Значит, кто-то из нас не прав. Но я остаюсь при своем мнении, а мировые критики просто не знают о моем существовании.

Нуриев не хуже Харламова

В последнее время появились слухи о том, что в России будет сниматься  полнометражный игровой фильм про «летающего татарина» Рудольфа Нуриева. У Гордона есть свое видение будущего этого проекта:

- Все зависит от того, кому в голову пришла идея сделать кино о Нуриеве. Если это Константин Эрнст или другой крупный продюсер, то все будет нормально. Кино станет кассовым, не волнуйтесь. Нуриев ведь ничем не хуже хоккеиста Валерия Харламова, про которого сняли «Легенду №17». Все подобные картины делаются по одному шаблону, и публика будет рыдать именно в тех местах, где нужно сценаристам. А если за создание фильма возьмется человек, искренне любящий балет и Нуриева, но не имеющий денег, то подобного кино мы, скорее всего, не увидим. Мне кажется, нас ждет первый вариант.