Краснеть за своих выпускников, нарушающих правила, в скором времени придется автошколам Татарстана. ГИБДД республики впервые в России внедрило систему, благодаря которой можно отследить не только учебное заведение, но даже инструктора, который обучал когда-то нарушителя. Под колпак автоинспекции будущие водители теперь попадают еще на стадии сдачи экзаменов, получая индивидуальный штрих-код.


Вкалывают сканеры – счастлива ГАИ


В минувший вторник ГИБДД Татарстана официально презентовала новую систему сдачи экзаменов на водительские права, которая нигде в России пока не применяется. Суть ее заключается в том, что теперь каждому кандидату в водители присваивают  индивидуальный штрих-код, который в последующем позволит инспекторам получить о человеке  необходимую информацию - где он учился вождению, у кого и учился ли вообще. Как рассказал  журналистам глава УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, эта система позволит сделать выводы о качестве подготовки водителей в автошколах. Статистика показывает, что в Татарстане растет количество погибших в ДТП по вине автомобилистов с опытом вождения до 3 лет. Понятно, конечно, что опыт приходит с практикой, но все же от преподавателей автошкол тоже многое зависит.



Для того, чтобы заставить эти учебные заведения соблюдать неписаный кодекс чести, в республике в 2009 году создали Федерацию автошкол РТ, которая регулирует правила игры ны рынке. Правда, в нее пока вошли только 78 автошкол из 278 имеющихся. А в декабре прошлого года правительство РТ поручило провести прокуратуре и ГИБДД провести комплексную проверку автошкол, итоги которой станут известны в сентябре этого года. Новая система приема экзаменов также должна поспособствовать выявлению «паршивых овец»…   


- Экзаменуемый просто подносит бланк со штрих-кодом к сканеру, и вся информация о нем заносится в нашу базу. Это данные о будущем водителе, его автошколе, конкретном преподавателе, инструкторе, времени обучения, - пояснил Рифкат Минниханов. - В будущем все это даст представление о том, какого качества выпускает водителей та или иная автошкола. При желании можно будет разложить по полочкам работу каждого преподавателя или инструктора - как их ученики ведут себя на дороге.  


По словам Минниханова, полученные данные будут учитываться при составлении рейтинга  автошкол Татарстана, который можно найти на сайте УГИБДД по РТ (www.rpolice.ru). Сейчас, к примеру, одним из критериев успешности автошколы является процент учеников, которые сдают на права с первого раза. Показатель, конечно, нельзя назвать абсолютно объективным, но учесть его при выборе учебного заведения будущие водители могут.



Вторая задача, которую надеются решить татарстанские гаишники с помощью новой системы, - это облегчить себе работу.  


- Раньше информацию о человеке, приходящем на экзамен, надо было набивать вручную. В среднем на это уходило около 5 минут. Теперь же процесс полностью автоматизирован. С учетом сокращения штата ГИБДД, для нас это очень важно, - отметил Рифкат Минниханов. - Тем более что армия водителей год от года растет. Если в 2009-м впервые получили права 66 тыс.человек, то в 2012-м уже 71 тыс., а за 7 месяцев этого года выдано более 39 тыс. удостоверений.

Прозрачные экзамены - прозрачные стены


Наконец, «третий заяц», которого должна прикончить новая система - коррупционеры в системе ГИБДД. За примерами далеко ходить не надо. Буквально на днях следователи передали в суд уголовное дело в отношении 44-летнего инспектора из Казани, который за взятки оформлял желающим документы о сдаче экзаменов без их участия.


- Новая система позволит минимизировать коррупцию, - уверен Рифкат Минниханов. - Так, если раньше инспектор мог видеть на своем мониторе ход сдачи экзамена - как любой из кандидатов отвечает на вопросы билета (и в случае чего придти ему на помощь), то сейчас наш сотрудник видит только конечный результат - сдал или не сдал. Кроме того, мы запретили инспекторам ходить по классу во время экзамена, чтобы не могли подойти к «своему» кандидату. Для большей прозрачности процесса экзаменовки мы также сделали просматриваемые классы со стеклянными стенами - теперь из коридора видно, что происходит внутри. В дополнение к этому в классе ведется видеонаблюдение.



Руководитель Федерации автошкол РТ Артур Абдульзянов, который также побывал на презентации, считает, что новая система действительно испортит жизнь оборотням в погонах и поможет составить объективный рейтинг автошкол.


- Факт сдачи и результаты экзаменов теперь будет крайне сложно подделать - ведь вмешаться в систему практически нереально. Лично я ратую за такие изменения, поскольку не понаслышке знаю о том, что порой творится при сдаче экзаменов в ГИБДД.


По мнению же руководителя Федерации автовладельцев России в РТ Рамиля Хайруллина, система все же несовершенна.


- Рейтинг автошкол - это, конечно, хорошо, но будут ли применяться какие-то санкции по отношению к худшим, у которых низкое качество подготовки? - поделился сомнениями Хайруллин с Интертат.ру. - Аутсайдеры начнут заманивать клиентов низкими ценами и народ обязательно к ним пойдет, невзирая на рейтинги. Поэтому стоит подумать о лишении такой автошколы лицензии на определенный срок. К тому же автошколы надо полностью отлучить от ГИБДД, чтобы их сотрудники не водили группами своих учеников на экзамен. Выпускники должны самостоятельно приходить в автоинспекцию - это исключит всяческие договоренности и блатные группы. Но в целом ГИБДД, внедряя эту систему, движется в правильном направлении.