Арбитражный суд подтвердил право наследников Юлиана Семенова на бренд «Штирлиц». Ответчиком на процессе была некая сеть ресторанов, использовавшая без разрешения имя любимого народом героя.


Мотив рестораторов понятен: при слове «Штирлиц» хочется не только пойти в разведку, но и, скажем, выпить доброго пива. Можно под музыку. Человеку удовольствие, ресторатору прибыль. Однако светлый образ полковника Исаева не вправе склонять все, кому не лень. Зарабатывать на имени народного героя можно только с разрешения правообладателей. Поэтому младшая дочь писателя Юлиана Семенова Ольга подала иск в Арбитражный суд Москвы, требуя запретить московским пивным ресторанам словесные обозначения «Штирлиц» и Stirlitz. Арбитраж встал на сторону истицы. Решение еще может быть обжаловано в апелляции. Однако всем, кто хочет так или иначе заработать с помощью товарища Исаева, надо иметь в виду: товарный знак "Штирлиц" был зарегистрирован в 2008 году.

Все законно и официально: штандартенфюрер проходит сразу по пяти классам товаров и услуг. В том числе только лицензионных «Штирлицев» должны использовать организаторы развлечений, шоу-программ, мастер-классов. На дискотеке, в ночном клубе, кинотеатре и тому подобных заведениях не место штирлицам-чужакам. Также нельзя без разрешения связывать хоть как-то с именем героя-разведчика различные товары, например, кожаные куртки.

Любопытно, что рестораторы, получив иск, попытались, так сказать, «разжаловать» штандартенфюрера. Если говорить юридическим языком, они подали встречный иск о досрочном прекращении правовой охраны торгового знака «Штирлиц» за якобы его неиспользованием владельцами.

Иными словами, рестораторы попытались доказать, что владельцы торговой марки сами ее не используют, а потому надо у них «полковника Исаева» забрать. Закон позволяет досрочно прекращать правовую охрану знака, если тот не использовался в течение трех лет. Правда, подавать заявления о снятии регистрации могут только заинтересованные лица. Прийти кто угодно и забрать чужой знак, пусть и пустующий, не может.

В данном случае судьи решили, что рестораторы не правы сразу по двум пунктам. Во-первых, их нельзя назвать заинтересованными лицами в том смысле, как это подразумевается законом. Во-вторых, торговый знак «Штирлиц» активно используется Культурным фондом Юлиана Семенова. Поэтому тот иск был отклонен. А следующим решением арбитраж запретил посторонним использовать имя героя-разведчика.

Дело весьма показательно не только потому, что в нем звучит имя популярного персонажа. Авторские права в нашей стране действительно приобретают высокий статус, как это происходит во всем цивилизованном мире. Хорошая идея - это всегда золотая жила, а потому должна защищаться не хуже.


«Российская газета»