В последние годы в мире установилась отрадная для медиков тенденция: в большинстве стран люди пьют все меньше и меньше. В некоторых странах, например, в Великобритании, это особенно заметно среди молодежи. Возможно, причиной тому век технологий: молодые люди предпочитают Facebook скамейке в парке. Как бы то ни было, наряду с этим трендом (из которого, кстати, выбивается Россия и кое-какие страны Восточной Европы) наметился другой: вдруг рванули вверх продажи безалкогольного пива. В прошлом году в мире его выпили 2,2 млрд литров – это на 80% больше, чем пятью годами ранее.


Безалкогольное пиво – самая быстрорастущая категория на своем рынке (который в целом сокращается). Почему же его стали активнее покупать? Можно было бы предположить, что все дело в информации и пропаганде: люди сегодня больше осведомлены о тлетворном влиянии алкоголя, а многие правительства ограничивают производителей спиртного и насаждают культ здорового образа жизни. Вдобавок совершенствование технологий изготовления делает напиток вкуснее, чем прежде.

Логично, но у журнала The Economist есть другое объяснение. Во всем виноват Восток и религиозный запрет на алкоголь среди мусульман, уверено издание. В прошлом году одни иранцы, например, выпили в четыре раза больше, чем в 2007-м. Это можно объяснить двумя факторами, пишет Economist. Во-первых, не дремлют местные производители: во многих странах начали появляться халяльные, то есть безалкогольные, виды пива. Им подыгрывают религиозные авторитеты, выпускающие фетвы, которые дозволяют пиво с нулевым содержанием спирта. Во-вторых, Восток неизбежно усваивает западные привычки и образ жизни, и пиво вместе с посиделками в баре – неотъемлемый их атрибут.

В результате сегодня на счету Среднего Востока почти треть мировых продаж безалкогольного пива – немало для региона, который не должен пить.

Потребление алкоголя в 27 странах Евросоюза, Хорватии, Норвегии и Швейцарии неуклонно снижалось с 1990 до 2010 года (в среднем уменьшилось на 12,4%).


 

Slon.ru