Новый сокрушительный удар нанесен в Татарстане по рынку речного туризма, едва начавшему приходить в себя после трагедии с «Булгарией». Теплоход «Кабаргин», который должен был прокатить туристов из Казани до Ростова-на-Дону и обратно, застрял в Самаре всерьез и надолго. Официальная причина остановки судна в начале пути - недоукомплектование экипажа. Неофициальная версия с ней совпадает: часть членов команды сбежала с теплохода в Самаре по причине невыплаты зарплаты.


На всю страну такой один

«Теплоход «Кабаргин» - на всю страну такой один!  Сегодня это выбор наш, нас встретил дружный экипаж…». Под такой разудалый гимн на мотив хита Николая Баскова отправлялся 7 августа «Кабаргин» из речного порта  Казани. Разве могли счастливые туристы в тот момент знать, что «дружный экипаж» ударится в бега, бросив их на произвол судьбы?.. 8 августа в Самаре инспекторы портового контроля обнаружили, что  экипаж недоукомплектован и судну запретили продолжать движение.  

Пассажиры два дня находились в неведении - продлится их круиз или нет. Многие боялись высаживаться на берег, опасаясь, что теплоход уплывет без них и томились на борту. Судя по сообщениям в соцсетях, питание на стоящем теплоходе оставляло желать лучшего: чай, лапша быстрого приготовления, каша на воде… На третий день компания «ИнтурВолга» - генеральный агент по продаже путевок на «Кабаргин» в Татарстане  (кстати, эта же фирма реализовала два года назад большую часть путевок на злополучную «Булгарию»), предложила пассажирам покинуть судно и вернуться в Казань на теплоходе «Цезарь». 17 татарстанцев из 86 так и сделали. Остальные решили ждать продолжения круиза. Тем более что вопрос с питанием наладился, пассажирам даже устроили экскурсию по Самаре. Однако оптимистам, которые понадеялись на лучшее, пришлось в итоге возвращаться в Казань на автобусах. В итоге отдых оказался безнадежно испорчен. При том, что средняя стоимость путевки от Казани до Ростова-на-Дону составила 25 тысяч рублей,  а некоторые заплатили за тур более 60 тысяч.

Компания «Самарские путешествия» - владелец теплохода «Кабаргин» обещала в течении месяца возместить полную стоимость путевок всем пострадавшим туристам. Сам теплоход до 18 августа останется в самарском порту. Именно на это число назначена  повторная проверка портового контроля.

Лучше перебдеть…

- Ситуация с «Кабаргиным» негативно повлияет на состояние рынка речного туризма в Татарстане, - резонно прогнозирует начальник отдела государственного регулирования и организации туристической деятельности Минмолспорта РТ Екатерина Барабанова. - У нас рынок речных путешествий еще толком не оправился после трагедии с «Булгарией»,  которая очень сильно подорвала продажи речных туров именно в нашем регионе. Вполне возможно, что сейчас, после истории с «Кабаргиным», люди начнут отказываться от запланированных путешествий по воде.  

- Ну да, ведь эта история  стала еще одним доказательством того, что на рынке речных круизов по-прежнему царит  бардак.

- Не скажите. Туристов беспокоит прежде всего вопрос безопасности на воде. А с этим сейчас как раз порядок. В первом же порту, куда зашел «Кабаргин», его проверили, выявили нарушение и не выпустили дальше в рейд.  Если, как вы говорите, был бы бардак, то нехватку членов экипажа никто бы не заметил. Это доказывает, что сегодня в речном туризме высокие требования к безопасности, каждое судно проходит огромное количество проверок. Другое дело, что туроператорам, владельцам теплоходов непросто соответствовать этим требованиям и предлагать качественный продукт - речной флот устарел, количество теплоходов не увеличивается… Как правило, на теплоходах из года в год путешествуют одни и те же туристы, которые очень любят этот вид отдыха. Новых клиентов крайне мало. Во многом потому, что очень медленно растет количество предложений.  Туроператоры «обкатывают» одни и те же маршруты, людям не хватает разнообразия.

Не верьте рекламе, верьте отзывам

- Что делать туристу, который решил отправиться в речной круиз и попал в неприятную ситуацию?

- В первую очередь вести переговоры с туроператором и турагентом, которые  отправили вас в круиз, - советует Екатерина Барабанова. - В данном случае, пусть и не сразу, но «Самарские путешествия» и «ИнтурВолга» старались совместно помочь пострадавшим. Пассажирам прямо на теплоходе раздали листочки с текстом претензии и в течении 30 дней обещали выплатить ущерб. «ИнтурВолга» также предложила  туристам выбрать другие круизы. Но бывает, что бизнесмены своей вины не признают, скрываются. В таком случае надо подключать проверяющие органы: Роспортребнадзор, транспортную прокуратуру… Если у вас на руках есть подтверждающие документы - договор, путевка, вы сможете вернуть свои деньги через суд. Моральный ущерб за некачественную услугу также выплачивается в судебном порядке.

- А возможно ли как-то обезопасить себя от попадания в подобные истории?

- Для этого я в первую очередь советую побольше читать отзывы в Интернете.  Сейчас, к примеру, на суде по «Булгарии» выясняется, что люди читали на форумах, что теплоход в ужасном состоянии. А некоторые даже плавали на нем до трагедии и, несмотря на возникшие претензии, поехали снова, соблазнившись на дешевые путевки… Также советую заранее наводить справки о туроператорах и турагенствах. Кто-то работает на рынке уже много лет и завоевал хорошую репутацию, а кто-то открылся недавно и не знаком со всеми нюансами бизнеса.