Обойти территорию лесного массива Лебяжье, Голубых озер и  всех природных заповедников и заказников при строительстве скоростной ж/д-магистрали «Казань-Москва» пообещал сегодня глава Миндортранса РТ Ленар Сафин на общественных слушаниях по этому поводу. Задать вопросы чиновникам пришли экологи и просто неравнодушные  жители Казани, но, как оказалось, и среди них нет единого мнения по поводу грандиозного проекта.

 

«Новая магистраль улучшит демографию»

 

В зале совещаний Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ сегодня даже не хватило  мест для всех пришедших на слушания по поводу планов правительства  России и руководства РЖД построить новую скоростную железнодорожную магистраль, которая в том числе соединит Москву и Казань. Напомним, на прошлой неделе экологи забили тревогу,  узнав,  что железнодорожную линию могут проложить по территориям Волжско-Камского заповедника и лесного массива Лебяжье в Казани. Чтобы успокоить народ, власти и решили провести общественные слушания.

 

В самом начале перед собравшимися выступил министр Ленар Сафин, который сразу постарался настроить аудиторию на позитивный лад, перечислив преимущества скоростной магистрали.

 

 

- Эта трасса соединит три крупных федеральных округа: Центральный, Приволжский и Уральский, - отметил министр. - Можно смело говорить о том, что таких проектов в стране еще не было. Это будет быстрая и комфортная железная дорога, которая создаст рабочие места, разовьет инфраструктуру многих населенных пунктов. Это несомненное благо для всего народа, ведь по опыту Европы мы можем сказать, что пользоваться услугами скоростных магистралей могут все слои населения. По предварительным данным, из Казани в Москву можно будет добраться за 3,5 часа. Кроме того, как показывает статистика, такие транспортные магистрали улучшают демографию в тех местах, где они проходят. Это факт!

 

Сафин также сообщил, что вариантов строительства магистрали существует много, и он даже не может назвать их точное количество. Однако наиболее привлекательных из них два: при которых станция разместится либо в казанском аэропорту, либо на существующей ж/д-станции «Казань-2».

 

Как сообщил замдиректора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура ОАО «РЖД») Юрий Котлов, протяженность магистрали в Татарстане составит 244 км. Он также отметил, что строительство ВСМ пройдет в несколько этапов. Первая линия свяжет Москву, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань и обойдется примерно в 1 трлн рублей. Второй участок - от Казани до Екатеринбурга, который пройдет, предположительно, через Елабугу. Его стоимость еще не рассчитывали.

 

Можно, если осторожно

 

После этой прелюдии участники слушаний перешли к главной теме - как грандиозная стройка повлияет на окружающую среду. Сейчас изучением этого вопроса занимается независимая экологическая компания ЗАО «ЭкоПроект» из Санкт-Петербурга. Ее представитель Андрей Пузаченко прямо заявил, что проект в любом случае окажет негативное влияние на природу, - ведь в зону транспортного коридора попадают Волжско-Камский заповедник, национальный парк «Нижняя Кама» и 7 природных заказников. Однако щадящие варианты маршрута ВСМ предусматривают обходные пути мимо охраняемых территорий. При таком подходе, по словам Пузаченко, воздействие на природу можно свести к минимуму.

 

Однако другие экологи с этим не согласились. Так, представитель социально-экологического союза РТ Неля Биктимирова зачитала подготовленное Гринпис России заключение, в котором говорится о колоссальном ущербе природе при строительстве ВСМ.  

 

 

- Надо же! Наши ученые еще не посчитали, какой будет ущерб, а Гринпис уже знает, - колко заметил на это представитель «Скоростных магистралей» Юрий Котлов.

 

Преподаватель КФУ и общественный деятель Искэндэр Ясавеев пригрозил чиновникам, что если строители ВСМ покусятся на любимые места отдыха людей, у власти и народа резко ухудшатся отношения.

 

- Практика показывает, что по социальным и экологическим проблемам люди охотнее выходят на митинги, нежели по политическим мотивам. Если даже часть Лебяжьего будет затронута, то нас ждут серьезные протестные движения! Это легкие Казани, тут отдыхает множество людей, вы получите множество уличных акций, - предупредил Ясавеев.

 

Ситуацию с Лебяжьим прояснила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Она сообщила, что вариант строительства дороги в этом лесном массиве для города неприемлем и на него никто никогда не согласится.

 

- А вот с землями под строительство соципотечных домов по программе «Салават Купере» (Радуга) в Залесном дела обстоят хуже. Мы и так испытываем серьезные проблемы с землей для возведения таких домов, а теперь большая часть запланированных территорий уйдет под скоростную магистраль, - посетовала Прокофьева.

 

«Зачем считать ущерб? Магистраль просто не нужна!»

 

Вышедшая к трибуне жительница Казани Лилия Баранова поставила вопрос по-иному: а зачем вообще строить скоростную магистраль?

 

- Мы тут обсуждаем экологический ущерб. А кто-нибудь спросил у народа, нужна ли ему эта магистраль? Актуально ли добираться из Казани до Москвы за 3,5 часа на поезде, когда для этого есть самолеты? - обратилась она к залу.

 

Первым на поставленный ребром вопрос ответил министр Ленар Сафин:

 

- Вообще-то магистраль нужна. По статистике 60% казанцев никогда не были в Москве....

 

Но Сафину не дали закончить фразу, зал зашумел: «Ну и тем более не нужна тогда! Кто будет ездить!?»

 

- Давайте так. Единого мнения здесь все равно быть не может, - продолжил министр.- Поднимите руку те, кто «за» магистраль - так, половина зала. Поднимите те, кто «против» - опять половина. Что и требовалось доказать...

 

 

В ходе слушаний выяснилось, что проекты прокладки магистрали через охраняемые природные территории, которые недавно были вывешены на сайте Миндортранса и успели вызвать возмущение экологов, уже успели устареть. А теперь у чиновников созрел новый план строительства, которым они поделились с народом только сегодня. На этот факт обратил внимание представитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.

 

- Разумеется, люди не были готовы с ходу дать оценку новому плану. Таким образом общественные слушания скорее превратились в профанацию, чем в реальное обсуждение проекта, - заявил правозащитник.

 

В итоге почти трехчасовых выступлений и дискуссий участники слушаний так ни о чем и не договорились. Пришедшие попросили руководство министерства еще раз собрать общественность, когда появится четкий план строительства.

 

В свою очередь журналисты окружили Ленара Сафина, чтобы получить от него конкретный ответ на вопрос: затронет дорога заповедные территории или все-таки нет?  

 

- Мы обойдем все заповедники и заказники, точно обойдем и Лебяжье, и Голубые озера, - пообещал Сафин.- Хотя без вырубки деревьев при строительстве, конечно, не обойтись. Но это в последующем будет компенсировано грандиозными насаждениями.