В среду в Татарстане вспоминали погибших на теплоходе «Булгария», затонувшем 10 июля 2011 года. Между тем на рынке речных круизов по-прежнему царят бардак и хаос: человек, купивший за немалые деньги путевку на теплоход, не может быть уверен  не только в том, что вернется из круиза живым и невредимым, но и в том, что вообще куда-то поплывет.   


С прошлой недели клиентов компании «ИнтурВолга», купивших туры на теплоход «Цезарь», принялись обзванивать сотрудники фирмы и предлагать переоформить путевки на другой теплоход - «Капитан Пушкарев», который пойдет теми же маршрутами. Людям объяснили, что хозяева «Цезаря» увязли в долгах, как в шелках, и, возможно, решат продать судно. Так что нет никакой гарантии, что «Цезарь» придет в казанский порт в назначенное время и выполнит свои рейсы. Поэтому от греха подальше лучше взять билеты на «Пушкарева» - уж он-то точно не подведет. Конечно, с одной стороны такая забота  туроператора о клиентах приятна. Но с другой стороны, переоформление путевок - это дополнительные хлопоты, особенно для тех, кто живет не в Казани. К тому же каюты на «Цезаре», судя по описанию, гораздо более комфортабельные, чем на «Пушкареве» - с холодильниками, телевизорами и кондиционерами. Неравноценная получается замена…   



- Мы не настаивали на переоформлении путевок, а просто рекомендовали, - прокомментировал Интертат.ру ситуацию директор ООО ТК «ИнтурВолга» Александр Елисеев. - Дело в том, что договор с «Цезарем» мы вынуждены были расторгнуть 28 июня. У арендатора этого судна только перед нами накопилось долгов на 1,2 миллиона рублей. И мы действительно не уверены в том, что он выполнит свои обязательства перед нами и перед клиентами. Но мы дорожим своей репутацией, и если партнер нас подводит, клиент не должен страдать. Поэтому всех наших туристов, которые приобрели путевки на этот теплоход, пересаживаем на «Капитана Пушкарева». Это такое же трехпалубное комфортабельное судно. Оно даже более современное,  в хорошем состоянии, прошло все технические согласования. Замечу, что мы предлагаем равнозначную по цене замену, и только в случае нехватки мест в более дешевых каютах, людям приходится доплатить. Но не более тысячи рублей.  Если же клиенты не соглашаются на замену, мы просто возвращаем им деньги, и у них есть возможность купить тур непосредственно у московского владельца «Цезаря» - ООО «Цезарь-Трэвел» или у арендатора - ООО «Навис-Казань».

Стоит напомнить, что в этом сезоне с теплоходом «Цезарь» уже был неприятный инцидент. 20 июня, выполняя рейс «Казань-Ярославль-Казань», он 11 часов простоял на шлюзах возле Городца в Нижегородской области с сотней пассажиров на борту, которые, по их словам, вынуждены были в это время покупать втридорога воду и еду в буфете и ждать неизвестно чего, поскольку директор круиза им ничего внятно не объяснил. Пассажиры сами строили догадки: двигатель отказал, топливо кончилось? 



- Во время той вынужденной стоянки мы кормили пассажиров и развлекали, и двигатель у нас тоже был в порядке, - заверил Интертат.ру директор ООО «Навис-Казань» Захар Куриленко. - Нас подвела топливная компания: у них сломалось судно, и они не успели нас вовремя заправить. Поэтому к шлюзам мы подошли с опозданием и вынуждены были ждать «окна». Ведь там тоже график: утром пропускают суда в одну сторону, после обеда - в другую. Тем не менее, всем пассажирам, кто предъявил претензии из-за долгой стоянки, я уже выплатил компенсации.  Сейчас «Цезарь» ходит по расписанию и судно готово выполнить все рейсы, на которые проданы путевки. Я считаю, что эта внезапная пересадка туристов с одного теплохода на другой - происки наших конкурентов. Ведь ни для кого не секрет, что рынок речного туризма до сих пор не может восстановиться после крушения «Булгарии». Клиентов стало гораздо меньше, поэтому турфирмы и судовладельцы борются буквально за каждого. И, к сожалению, не всегда честно. У меня есть информация, что между владельцем «Капитана Пушкарева» и туркомпанией, с которой он раньше сотрудничал, произошел конфликт, из-за чего судно в разгар сезона оказалось в простое, и, видимо, его владелец каким-то образом заинтересовал в сотрудничестве  «ИнтурВолгу». Уж не знаю как, но результат налицо: теперь компания нахваливает «Пушкарева», а «Цезарь» оказался не у дел. Кстати, когда они продавали билеты на «Булгарию», они ее точно так же нахваливали.  

Как видно, никто из участников рынка речных перевозок за словом в карман не лезет. И у каждого находятся убедительные аргументы «против». Выходит, пассажирам при выборе теплохода остается надеяться только на себя и на авось.

Изучив в Интернете краткую историю обоих теплоходов, я убедилась, что разницы между ними  практически никакой. «Цезарь» построен в 1955 году в Германии, «Пушкарев» - в 1960-м - в Чехословакии. Первый прошел реконструкцию в 2004 году, второй - в 1998-м.

Есть у каждого из двух теплоходов и свой «скелет в шкафу». С «Цезаря», когда он еще назывался «Эрнст Тельман», в ночь на 24 июля 2004 года упал за борт и утонул в Волге 29-летний турист - житель Казани Николай Кораблев. Убитые горем родственники погибшего так и не нашли виновного в трагедии.

А «Капитан Пушкарев» 18 сентября прошлого года лишился своего капитана Владимира Мавлюдова. Его тело было обнаружено на борту теплохода «Александр Герцен» на территории судоремонтного завода в Ульяновской области. Следствие установило, что смертельный удар капитану, от которого тот упал с лестничного марша, нанес пьяный член экипажа «Герцена» на почве личных неприязненных отношений.