Мы часто обсуждаем проблемы персонала с клиентами – российскими бизнесменами, и порой видим в их глазах растерянность и непонимание, как жить дальше. На фоне общего экономического спада они сталкиваются со снижением выручки и прибыли, но что еще хуже – падает производительность на фоне роста зарплат. Люди работают все хуже, прося за это все больше.


Если вкратце – вот они, скорбные приметы нынешнего рынка труда.

В отличие от 1990-х, сейчас модно быть чиновником, а не работать в реальном секторе. Зарплаты в госучреждениях выросли, темп работы там, как правило, неспешный, ответственность размазана и не персонифицирована. Плюс скрытые возможности для личного обогащения. Рай для людей без больших амбиций и с гибкой совестью.

Молодежь (которой благодаря рекордно низкой рождаемости в 1990-е еще и катастрофически мало) ленива и привыкла довольствоваться малым. Должность клерка с маленьким, но твердым окладом устраивает большинство – даже тех, кто, усилиями родителей, закончил хороший вуз и потенциально может добиться чего угодно. На пиво, Египет и модный гаджет (в кредит) хватает – значит, жизнь удалась.

Найти среди титульной национальности желающих выполнять тяжелый физический труд почти невозможно. Не верьте, будто бизнес нанимает узбеков и таджиков просто потому, что это дешевле. Он делает это от безысходности – попробуйте отыскать (за любые деньги) в крупном городе славянина, который будет целый день добросовестно таскать телеги с раствором или грузить мусор. Гордые потомки Рюриков предпочтут остаться без работы, чем унизиться до такого.

Ничем не подкрепленный рост зарплат. Экономику штормит, она то падает, то растет, то стагнирует, но только тарифам на энергоносители и зарплатам хоть бы что – они растут стабильно и уверенно.

Граждане России своих соотечественников-бизнесменов считают недалекими и ленивыми жуликами (опросы «Левада-центра» это подтверждают). На таком рынке труда набрать лояльных и работящих сотрудников невероятно сложно.

Виновато в этом государство. С одной стороны, оно сделало все, чтобы работа на госслужбе стала престижнее и доходнее работы в бизнесе. Глядя на то, как паркуются вокруг муниципалитетов и управ «порш кайены» и «икс пятые», молодая поросль убеждается – вот оно, счастье. Лучше сидеть в чиновничьем кабинете, собирая оброк с ларечников и владельцев гаражей, чем горбатиться в частной конторе без соцгарантий. С другой – государство сделало все, чтобы затевать новый бизнес в этой стране хотели только отчаянные храбрецы. Общий деловой климат с тюремным привкусом, дикие социальные налоги для малого бизнеса – и вот число малых предприятий стремительно сокращается.

Иными словами, государство создает предпосылки для миграции трудоспособного населения из зон высокой личной ответственности в зоны с низкой личной ответственностью – в раздутые штаты госкомпаний или госструктур. Никто не хочет ничего решать, все хотят новое платье.

Никаких волшебных рецептов придумать нельзя – нужно просто избавляться от издержек на труд везде, где это возможно. И от носителей этих издержек, то есть от сотрудников.

В ближайшие годы в бизнесе появятся (или сохранятся) следующие 10 тенденций

    
1. Развитие учетных IT-систем в той их части, которая связана со снижением затрат на труд. Все, что позволит сократить персонал, будет пользоваться спросом. Пользователю будет интересна любая ERP-система, если она позволяет убрать из бизнес-процесса человека. Заказчиков это будет волновать больше, чем точность данных или быстрота их получения.

    
2. Наноидеи в розничных магазинах пока не очень приживаются, «магазины будущего», которые показывал Чубайс Медведеву, еще не открываются массово. Но рано или поздно эффективное решение будет найдено. Уже сейчас овощи и фрукты в супермаркетах покупатели взвешивают сами, хотя еще несколько лет назад возле электронных весов топтались операторы.

    
3. Сами консультанты в магазинах будут постепенно заменяться умными электронными устройствами. Если сейчас вы, желая узнать подробности о товаре, зовете консультанта, то в ближайшем будущем будете просто скачивать QR-код в свой телефон (или планшет) и читать все с экрана. Конечно, в ряде сегментов (например, в ювелирных изделиях или в товарах премиум-класса) консультанты останутся. Но средний и низкий ценовые сегменты будут стремиться от них избавиться.

    
4. Мобильные платежные системы, базирующиеся в телефоне (PayPass или аналоги), позволят многое изменить в торговле. Они могут заменить кассиров в метро, на вокзалах, в музеях, в кинотеатрах – да и бог еще знает где. Мобильные телефоны уже есть у всех, а еще через несколько лет у всех будут смартфоны.

    
5. Сенсорные экраны с простыми, интуитивно понятными приложениями смогут заменить официантов в недорогих заведениях общепита. Если человек в состоянии заказать суши на дом через сайт, ему не составит большого труда, физически придя в кафе, сделать заказ со встроенного в стол планшета, оплатив с того же мобильного. Правда, готовые блюда ему кто-то должен будет принести, но простой разносчик тарелок стоит дешевле официанта и для работы их нужно меньше.

    
6. Многие интернет-магазины ругают постаматы и не пользуются ими, но рано или поздно курьерская доставка станет очень дорогой, а ее качество (и сейчас не бог весть какое) упадет, и другого выбора у интернет-магазинов не остается. Особенно если количество постаматов вырастет и пробьет некий критический уровень проникновения.

    
7. Любая автоматизация складских и производственных процессов будет приветствоваться бизнесом. Если уж Google создал автомобиль, которому не нужен водитель, скоро на рынке появится складской штабелер, которому не нужен оператор. А удобных и относительно недорогих упаковочных машин, к примеру, на рынке и сейчас предостаточно. Так что любой труд, не требующий специальных знаний, будет искореняться – людей будут заменять умными механизмами. А из живых организмов на производстве останутся только носители знаний, а не навыков – технологи, инженеры, операторы и т.д.

    
8. Аутсорсинг развивается медленно. Торможение происходит в головах российских предпринимателей, которые либо по-прежнему наивно полагают, что «самим дешевле», либо просто боятся пускать чужаков на свою территорию. Но скоро жизнь заставит их изменить свою точку зрения. После того как владелец какой-нибудь производственной компании в очередной раз разрулит конфликт со стихийным профсоюзом своих уборщиц, требующих прибавки, он снимет трубку и позвонит в клининговую компанию.

    
9. Онлайн будет применяться везде, где только возможно. Даже самые кондовые b2b-компании сейчас спешно устанавливают у себя системы, позволяющие принимать заказы от клиентов в онлайне, – чтобы сэкономить на мартышкином труде операторов, вбивающих заказы в систему.

    
10. Страна у нас большая, и часто нельзя торговать за Уралом, сидя в Москве, – нужно открывать региональный филиал. А те, кто пробовал, знают, что качество работы регионального филиала обратно пропорционально расстоянию до него. Чем дальше филиал, тем меньше там работают и больше воруют. А если между штаб-квартирой и филиалом есть разница во времени – будьте уверены, сотрудники филиала приходят на работу по московскому времени, а уходят по местному. В ряде случаев заменить филиал может хороший склад ответственного хранения. В b2b-отраслях отношения с клиентами носят долгосрочный характер, продавать можно и из Москвы, а складскую обработку можно доверить и сторонней организации. Сейчас число хороших складов ответхранения в регионах катастрофически мало.

Если у вас просто есть свободные средства, вот вам перспективные направления – инвестируйте. Стоит подумать, не вложить ли свободные средства в автоматизацию, интернетизацию или компьютеризацию. Но даже если у вас сейчас нет свободных денег или хороших идей, просто посмотрите внимательно вокруг. Еще ни разу в моей практике я не встречал в России предприятия, на котором нам не удавалось бы сократить численность сотрудников процентов на 15 за год-полтора. Исключения есть – это компании, давно и последовательно работающие над этой проблемой, но их число невелико.

Сокращайте ненужных и необязательных: бухгалтеров, дворников, кладовщиков, охранников, юристов, айтишников – короче, всех, кто не создает добавочной ценности вашему продукту. А высвободившиеся средства инвестируйте в лояльность ведущих специалистов, а также в софт. И в хард.

 

Святослав Бирюлин, Slon.ru