В казанском КРК «Корстон» вчера прошел финал  III Международного конкурса дизайнеров мусульманской одежды «Islamic Clothes», ранее известный под названием «Islamic Fashion». Корреспондент Интертат.ру посетила мероприятие и отметила про себя, что мусульманские традиции в одежде медленно, но верно проникают и в светскую моду:  певица Венера Ганеева задрапировала свое традиционное декольте шарфиком, а дизайнер Надежда Аюпова повязала на голову платок.


…Зрители, которые пришли на шоу заблаговременно, могли заглянуть на его «кухню». В смежном с «бальным» залом «Корстона» дизайнеры готовили своих моделей к показу. Девушки из театра моды «Ильдан-лик» в платках, но в коротких юбках и шортах (картина еще та!) перед тем, как облачиться многослойные и жаркие наряды, усаживались по очереди к визажисту «делать лицо». Вид голоногих моделей в платках удивил даже видавших виды фотографов, неустанно «щелкавших» девчонок в таком контрастном «луке».

 

 


Председатель Союза мусульманок России (она же - председатель конкурса) Наиля-ханум Зиганшина, отвечая на вопросы журналистов, сообщила, что для конкурса вовсе не обязательно, чтобы модели являлись приверженками ислама. Однако для дефиле все же берут не всех девушек, а только… с отпечатком благочестивости на лице.

 

 

Кстати, дизайнерам тоже не обязательно быть мусульманами, поэтому среди конкурсантов  нынешнего фестиваля было много русских фамилий.


В этом году конкурс впервые за свою фактически 7-летнюю историю, проходил при поддержке Духовного управления мусульман РТ. Первый заместитель муфтия РТ Рустем-хазрат Батров благословил мероприятие:


- Сегодня здесь собрались люди, которые несут красоту в мир. В каждом человеке  тяга к красоте сокрыта с детства. И это - лучшее доказательство того, что мы - творение Всевышнего…   
 
В свою очередь Наиля-ханум Зиганшина напомнила участникам, что цель конкурса - стимулировать модельеров к созданию современной мусульманской одежды по мотивам татарского костюма:


- Бывая в разных странах, я восхищаюсь женщинами, которые носят национальную одежду. А у нас она осталась только в музеях и в театре… Очень хотелось бы, чтобы наши дизайнеры осовременили татарский костюм, чтобы наши женщины могли его носить в повседневной жизни.  

Напомним, что идея проведения в Казани конкурса дизайнеров мусульманской моды принадлежит именно Зиганшиной, и первый такой конкурс прошел в 2006 году. Начиная этот проект, Наиля-ханум заявляла, что намерена решить острую для мусульманок Татарстана проблему - «нечего надеть!». И ей это во многом удалось. Сегодня в республике действуют десятки ателье, авторских студий и бутиков, где можно приобрести современную мусульманскую одежду, модную и адаптированную под сегодняшний ритм жизни.  Стоит, она, конечно недешево, от 2,5-3 тысяч рублей за платье, но ведь это авторские работы…

В ответ на упреки, что конкурс неоправданно называется международным, Наиля-ханум сообщила Интертат.ру, что проект непременно выйдет на международный уровень. Вину за то, что он до сих пор не преодолел эту планку, Зиганшина взяла на себя. Выяснилось, что в этом году ряд дизайнеров из Турции и Ирана планировали принять участие в «Islamic Clothes», но не успели из-за того, что им поздно об этом сообщили: всего лишь за месяц, а нужно - хотя бы за два.  

Поэтому среди участников  оказались только отечетвенные дизайнеры из России: преимущественно из Казани, а также Магнитогорска, Самары, Москвы, Санкт-Петербурга. В финал прошли 13 из 50 участников. В основном это начинающие модельеры.

Дизайнер Гульнара Касимова представила коллекцию девичьих нарядов для никаха  «Ханбикэ»: платья оптимистичных, ярких расцветок, богато украшенные золотой вышивкой.

 

 

 


Зиля Ахметова обыграла форму традиционного татарского костюма, использовав цвета и орнамент, близкие к вдохновившим ее изразцам испанского дворца Альгамбро. Коллекция Чулпан Шакуровой  «Возрождение Булгарии» оправдывала свое название: кафтаны, отделка под медь...  

Весьма оригинально на общем фоне смотрелась коллекция Альбины Халиловой «Цветы России»: автор решила наглядно продемонстрировать стремление татарского народа к толерантности, создав мусульманские платья, декорированные павлопосадскими платками. 

 


«Носибельными» для  повседневной жизни смотрелись наряды из коллекции Мадины Заляутдиновой «Одежда современного города», Линары Галеевой «Летние дни», Эльвиры Миннуллиной «Скай», Гулии Гимадиевой «Симфония стиля»… 

 

 


После дефиле жюри под председательством Наили-ханум Зиганшиной и Надежды Аюповой удалилось совещаться - «судьи» отсутствовали больше часа. В это время зрителей развлекали внеконкурсным показом коллекций, а также выступлением татарских звезд (Венера Ганеева, Ильсаф, Венера Шамиева и др.).

Вернувшись, жюри объяснило свое долгое отсутствие тем, что у них возник горячий спор по поводу определения победителя. Что, впрочем, неудивительно, учитывая изначальные различия во вкусах Наили Зиганшиной (ратующей за то, чтобы обязательно  присутствовали в современных нарядах) и Надежды Аюповой (она считает, что  наряд современной мусульманки должен быть сдержанным, монохромным  и без всяких излишеств). 

 


- Я не могла бы однозначно сказать, что какая-то коллекция понравилась мне очень сильно, - заявила Аюпова. - Мы долго совещались и решили не вручать Гран-при вообще - это будет справедливо. Но все сегодняшние участники конкурса - уже победители, и каждый  - в определенной номинации.



Номинаций оказалось 13. За редким исключением во всех победили модельеры из Казани:   

«Лучший татарский костюм» - Елена Сабирзянова и Альбина Талипова;
«Лучшее стилистическое решение» - Чулпан Шакурова;
«Лучший свадебный наряд» - Жэмилэ Салахова;
«Лучший деловой костюм» - Гулия Гимадиева (Чистополь);
«Наряд для королевы» - Нианила Забирова (Москва);
«Одежда современного города» - Мадина Заляутдинова;
«Оригинальность стиля» - Альбина Халилова;
«Мастер стиля» -  Линара Галеева;
«Истинное призвание» -  Зарина Бабаджанова;
«Лучший творческий подход»: Зиля Ахметова;
«Лучшая молодежная коллекция»: Зарина Бабаджанова;
«Лучший молодой дизайнер»: Гульнара Касимова;
«Наряд верной жены»: Эльвира Миннуллина.