Интересный вид психологической помощи начали оказывать населению в крупных городах России. Казань тоже не стала исключением. Имя новому явлению – сказкотерапия.


Большинство людей с возрастом забывает, как здорово было читать или слушать сказки в детстве. И хорошо, если любовь к ним возвращается в зрелом возрасте с воспитанием детей. Ведь сказки учат добру и чуткости. Однако сказкой, помимо прочих ее неоспоримых достоинств, можно еще профессионально лечить, утверждает клинический психолог и директор регионального центра сказкотерапии Юлия Смирнова. Она рассказала Интертат.ру о практикуемом ею методе.



Про феномен явления

Изначально сказка возникла вместе со словом. Термин «сказкотерапия» состоит из двух понятий: сказание (сказка) и терапия (лечение). А сказкотерапевт – это не столько профессия, сколько образ жизни. Мы передаем эти знания и помогаем тем, кому необходимо. По большому счету, это и развитие, и профилактика, и коррекция, и сама терапия.

Что же мы тогда лечим? У человека есть тело, душа, но помимо этого есть еще желания, ощущения, характер, психика. Понятно, что сказкотерапевт не лечит тело – этим занимаются врачи. Психикой занимаются психиатры. Душу лечит только Бог. А мы занимаемся всем остальным, а именно лечением характера, самоощущений и самосознания. Многие спрашивают: «А чем же больно, скажем, самосознание?» Разумеется, в нашей жизни есть много заблуждений. И эти заблуждения могут очень мешать жизни вообще. Люди чаще пребывают в состоянии грусти, депрессии. Ну и, конечно, болен характер. Сейчас характеры больны даже у детей, еще в период становления – отсюда эгоизм, зависть, своеволие: мол, хочу, чтобы все было по-моему. У нас даже есть специальные курсы для родителей.



Можно заниматься сказкотерапией в профилактических целях, чтобы развивались здоровый характер, здоровые отношения, качественное взаимовлияние. Либо это будет уже коррекция: если мы видим какие-то нарушения поведения, мы можем подправлять его с помощью доброй сказки, алгоритма написания истории о том, как поступить красиво и правильно.

Про принцип действия

Если у человека что-то в жизни не складывается, можно заложить информацию в сказку и через нее донести ребенку или взрослому, как можно действовать иначе. С помощью доброй коррекционной сказки мы показываем другие стратегии поведения. Таким образом, ребенок или взрослый накапливает различные варианты успешных моделей поведения, и их можно применять повсеместно.



Например, стратегия победителя. Иногда родители говорят: «Мой ребенок в чем-то не победил и очень расстроился». Мы говорим: «Очень хорошо, что ребенок попал в такую ситуацию, потому что теперь он может задуматься о том, кто такой победитель и как нужно побеждать». Дальше следует тренировка тех навыков, которые еще не отработаны. И после ребенок будет идти уже по дороге победителя. Развитие зависит от того, по какому пути направить малыша.

Про виды сказок

Помимо коррекционной сказки, необходимо также упомянуть терапевтические сказки, которые врачуют душу: о смысле жизни, о предназначении. Глубокие сказки, несущие понимание о жизни и смерти, о потерях, сказки, помогающие определить, в какой точке пути находится человек, о чем необходимо задуматься и куда двигаться. С помощью них можно вернуть «сломавшегося» человека на его путь.



У большого количества взрослых людей множество талантов, которыми они обладают, не имея возможности их применить. От этого они страдают, уходят в депрессию, начинают пить. Каждый талант – это дар, и за него нам придется нести ответ. Но люди живут в ограничениях, и через терапевтическую сказку мы можем показать, как тот или иной талант можно использовать, особенно если их много, как найти путь его развития, не заглушая, и принести его людям.

Есть еще медитативные сказки. Это сказки, не имеющие конфликта. В них нет зла, они описывают красивые ситуации. Они могут описывать идеальные взаимоотношения или идеальную природу. Например, сейчас можно наблюдать детей, рисующих некрасивые образы, говорящих множество некрасивых, ужасных слов. А через эти сказки мы питаем красивым ребенка или взрослого, который может отдохнуть, слушая эту сказку, вычистить накопившийся «мусор». Если сочинять эти сказки индивидуально, закладывая посыл на какого-то определенного человека, то они дадут ему возможность изменить ту реальность, которая есть у него сейчас.
 
Конечно, используются и сказки, собранные многовековой мудростью наших народов. Также мы базируемся и на художественных, авторских произведениях этого жанра. Ведь народные сказки, хоть и маленькие, содержат в себе глубочайший смысл. Если научиться читать их не только «по писанному», но еще и «по неписанному», между строк, можно найти ответы на многие вопросы.

Про варианты лечения

Известно, что многократно повторенное символическое действие начинает менять реальность. Например, прочтение, написание сказки, постановка сюжета на песке, проигрывание, драматизация произведения, создание куклы как архетипа помощника. Куклой можно научиться взаимодействовать, проигрывать жизнь в семье. Они хорошо помогают в снятии конфликтных ситуаций. Так было изначально, когда существовал домашний театр. Люди с помощью кукол могли передавать свои переживания. Были, конечно, и Петрушки, которые вещали на большое количество людей, чтобы сказать правду. И с помощью этого архетипа помощника можно рассказать другим о том, что происходит.



Желая высказать свое недовольство, можно взять куклу и говорить от ее имени. Тогда посыл будет совершенно иным. Некоторые люди привыкли ругаться через кукол – так проще прийти к договоренности, ведь ты видишь конфликт со стороны, и взаимовлияние будет качественным.

Про пример

В сказке «Курочка Ряба» заключен смысл всей жизни. Начинается она словами: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба». Возникает вопрос: как они жили – бедно или богато? Судя по тому, что у них была всего одна курочка, жили они бедно. А почему они жили бедно, дожив до такого возраста? Возможно, они мало трудились. То есть, для того, чтобы пришло богатство, нужно трудиться. Но их единственная курочка была непростая, она была рябая, то есть особая. И сносит она именно золотое яичко. Здесь можно говорить о том, что такое яйцо. Это – символ жизни, символический ребенок, которого курица родила. И он непростой, он изначально обладает особенностями. Сейчас многие детки рождаются особыми, они нестандартны. Родители говорят, что не знают, как их воспитывать. В сказке дед и баба начинают бить яйцо, не понимая, что с ним делать. И в нашей жизни случается так, что родители, не зная, как объяснить что-то ребенку или сказать ему «нет», начинают его бить, физически или словами. Ведь словом можно убить, и посыл очень серьезен.



Что же происходит дальше? Раз пошла программа разрушения, всегда будет отклик – закон бумеранга. И приходит условный «помощник» из разрушающего мира, из-под земли – мышь. Откуда же в доме мыши? Получается, что в доме нет порядка и чистоты. Что же такое чистота? Ведь она действует на всех уровнях: чистые помыслы, чистые чувства, эмоции, чистая информация. И эта мышка «пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Достаточно лишь маленького толчка, который убивает целую жизнь. И дед с бабой начинают плакать – это грех уныния. Но курица, для которой это – трагедия, ведь на ее глазах погибает ее ребенок, не наказывает деда и бабу, а начинает их успокаивать и утешать. Это – психология милосердия и умения прощать. По сути, это библейский сюжет: если мы просим прощения, мы будем прощены, нельзя держать зло.

Вместо послесловия

 Считается, что сказки созданы только для детей. Но сказкотерапия предназначена, в первую очередь, взрослым. Для малышей она применяется потому, что ничего схожего по действенности для них попросту нет. Для взрослых же сказками служат сериалы, боевики, модные романы, анекдоты, а нередко даже новости. Только всегда ли они добрые? Скорее, наоборот - страшные, кровавые, лишающие надежды, запугивающие и развращающие. С соответствующей силой воздействия на сознание. Последствия таких «взрослых сказок» и призван лечить сказкотерапевт.