Сегодня, в Международный день театра, в Камаловском театре назовут  имена лауреатов ежегодной премии «Тантана» («Триумф»). А вчера театральные критики и представители Минкульта РТ рассказали журналистам  о премиальном «закулисье». Коснулись и скандала, произошедшего на гастролях Альметьевского театра в Уфе.


Актеры - за «живой» просмотр

Министерство культуры РТ присуждает театральную премию «Тантана» уже четвертый год. Заявки от соискателей традиционно принимаются по следующим номинациям: «Дебют»; «Честь и достоинство» («За верность профессии»); «Лучший актер театра кукол»; «Лучшая женская роль второго плана»; «Лучшая мужская роль второго плана»; «Лучшая женская роль»; Лучшая мужская роль»; «За актерский ансамбль»; «Событие года»; «Лучшая эпизодическая роль»; «Лучший актер музыкального театра». Победителей выбирают  профессионалы в области культуры: театральные критики, искусствоведы.  

В этом году на соискание премии заявились 14  государственных театров и негосударственный Русский драматический театр «Мастеровые» из Набережных Челнов. Коллегия критиков побывала в 7 городах (Казань, Альметьевск, Бугульма, Набережные Челны, Атня, Буинск, Мензелинск) и просмотрела 28 спектаклей.

- Открою небольшой секрет. В этом году мы хотели внедрить систему представления спектаклей в записи (на дисках) в целях удобства и экономии времени уважаемых критиков, но сами театры выступили против такого нововведения, - рассказала первый зам. министра культуры РТ Ирада Аюпова. - В обращениях, которые мы получили,  в частности, говорилось, что для театральных коллективов важно не столько получение премии, сколько обсуждение их спектаклей критиками в процессе живого просмотра и диалога. Поэтому мы сохранили традиционную схему, когда спектакли просматриваются «вживую». Я очень рада, что критики пришли к единодушному мнению: качество нашего театрального продукта растет.

По словам Аюповой, размер премии - 50 тысяч и призовой фонд в этом году остались неизменными. Если в одной номинации окажется два победителя, премия делится пополам. Если победит коллектив - сумму распределят между его участниками.

Конечно, учитывая современный уровень жизни, 50 тысяч - это небольшие деньги. Но хочется подчеркнуть, что актерам не столько важна сумма денежного вознаграждения, сколько звание лучшего и народное признание. Нужно отметить, что в настоящее время зарплата у актеров государственных театров хорошая - до 25 - 30 тысяч рублей (средняя - около 16 тысяч, в зависимости от театра и с учетом зарплаты начинающих актеров).

В Татарстане появятся театральные туристы?

Перед торжественным вручением премии театральные критики поделились с журналистами впечатлениями от увиденного в театрах.

Адиля Хайбуллина, преподаватель Казанского театрального училища, ведущий специалист Союза театральных деятелей РТ:


- Все театры Татарстана существуют в разных финансовых и творческих условиях: имеются проблемы со зданиями, художественными руководителями, некоторые даже не имеют режиссера. Несмотря на это, участие их было очень активным. Отмечу, что в этом году было много детских спектаклей, почти каждый театр выдвинул на премию детские постановки.

Рауза Султанова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ АН РТ:


- Приятно, что каждый год нас ждут с нетерпением. В основном ждут в закамских театрах, чего не скажешь о казанских... Показательным в этом году был спектакль «Песок не знает отдыха» Набережно-Челнинского татарского драмтеатра по пьесе японского драматурга Кобо Абэ. Хочется также отметить удачное музыкальное и сценическое оформление спектакля «Ветер шумит в тополях» того же театра. А в спектакле «Золушка» Шварца удачно воплощена попытка включить зрителя в сценическое пространство.


Галина Зайнуллина, кандидат искусствоведения, зам. главного редактора журнала «Идель»:


- Что порадовало, так это процесс регионализации. Каждый театр обретает свое лицо. Например, спектакль Атнинского театра «Минликамал» рассчитан именно на зрителей этого района. Почему бы каждому театру республики не сделать «свой» спектакль, со своим уникальным материалом, индивидуальным лицом? После нынешней поездки по районам у меня возникла мысль: хорошо бы в Татарстане  начать развивать региональный театральный туризм. Ведь у нас очень много достойных спектаклей, которые стоит поехать и посмотреть, чтобы увидеть «самородков» из глубинки. Например, казанцам стоит съездить в Челны на «Вассу» (в этом спектакле значимы все актерские работы), в Альметьевск - на «Мещанскую свадьбу». Можно всей семьей съездить в любой из номинированных районов на  детский спектакль… Отмечу, что в среде казанской интеллигенции интерес к периферийному театру возрос.

Нияз Игламов, театральный критик, заведующий литературно-драматической частью Татарского государственного академического театра им. Г. Камала:


- Мы работаем максимально объективно, но всегда находятся обиженные, недовольные результатами присуждения премии. Тем не менее из года в год количество заявок только увеличивается. Эта премия объединяет театры нашей республики, позволяет актерам и режиссерам увидеть работу своих коллег по цеху из других районов Татарстана. Иной возможности познакомиться с творчеством других театров у постоянно гастролирующих коллективов практически нет. У нас большая мечта – проводить Театральную неделю в Казани, как проводятся «Ночь в музее» или «Ночь в библиотеке», чтобы каждый мог увидеть представленные на премию работы. Подобная практика уже существует в Санкт-Петербурге: на Страстном бульваре раз в год организуется ночной показ спектаклей в режиме нон-стоп, вырученные средства идут в помощь нуждающимся актерам.


Скандал со «Смелыми девушками» исчерпан

Разумеется, журналисты на пресс-конференциине не могли не спросить о скандале в Уфе с участием Альметьевского театра, где актер якобы отступил от оригинального текста пьесы драматурга Тази Гиззата «Смелые девушки» и произнес со сцены оскорбительную реплику в адрес башкир.


- Самое неблагодарное дело - выяснять сейчас, «а был ли мальчик», - взялась отвечать на неудобный вопрос замминистра Ирада Аюпова. - Профессиональная запись спектакля «Смелые девушки» не велась, осуществлялась лишь дежурная запись со второго яруса. Поэтому узнать наверняка, имел ли место инцидент, достаточно сложно, хотя мы привлекли к экспертизе лучших татарских и башкирских лингвистов.  Но есть культура человеческих отношений, и с этой точки зрения мы должны были извиниться перед башкирским народом, что мы и сделали… Самое неприятное во всей этой ситуации, что из мухи раздувается слон. Нужно учитывать, что в  театральных традициях разных народов есть множество различий. Татарский национальный театр - это в большей степени гротеск, в башкирском театре больше патетики и романтизма. Но мы живем в непростое время, и из истории со «Смелыми девушками» можно сделать вывод, что,  когда мы направляем свои творческие коллективы в другие регионы, необходимо учитывать ментальность восприятия. При формировании гастрольной политики нужно смотреть на пять-шесть шагов вперед.  Сложившаяся ситуация также продемонстрировала правительствам и Башкортостана, и Татарстана, и Российской Федерации, что культура - очень мощное оружие. Сила слова настолько велика, что может как породнить народы, так и поссорить их. Сейчас мы должны поскорее перелистнуть эту печальную страницу и не искать виноватых.