В необычном ракурсе увидит публика творчество известного фотожурналиста Михаила Козловского на его юбилейной выставке, которая пройдет с 21 марта по 30 апреля в галерее «Хазинэ» в Казанском кремле.


Привычного официоза будет по минимуму, - поделился планами с Интертат.ру накануне выставки Михаил Козловский, который 24 марта отмечает свое 60-летие. - Зато будет много спорта, фотографий с Универсиады, каких-то жанровых сценок.

- И все же у большинства ваше имя ассоциируется в первую очередь с протокольной фотографией: более 20 лет - личный фотограф Минтимера Шаймиева, затем - Рустама Минниханова…

- А теперь еще и премьера Халикова, - уточнил мастер.

- Михаил Борисович, при том что многие ваши протокольные фотографии широко тиражировались в СМИ, есть ли среди них такие, которые широкой публике незнакомы?



- К примеру, вот эта, с Сабантуя. Президент Шаймиев встретил на празднике одного своего знакомого, который пришел в темных очках и соломенной шляпе. Неожиданно Минтимер Шарипович снимает с него эту шляпу и очки… и надевает на себя. Ну как я мог упустить такой кадр? К слову, чувство юмора - это то, что мне больше всего импонирует в характере первого президента.

- А каков в неофициальной обстановке нынешний президент?



- С Рустамом Нургалиевичем я знаком уже больше двадцати лет, с тех пор как он был главой Высокогорского района. Интереснее всего наблюдать его на хоккее или на автогонках. Он там более раскрепощен, шутит.

- Видел в Интернете ваш снимок, на котором мэр Казани Ильсур Метшин запечатлен рядом с Романом Абрамовичем на фоне футбольного стадиона. Как было сделано это фото?

- Несколько лет назад, на матче Лиги чемпионов, когда «Челси» играл с «Барселоной». В перерыве Ильсур Метшин, обращаясь к Абрамовичу, пошутил: «А не желаете ли сфотографироваться с самим мэром Казани?» Абрамович согласился, так и родился этот кадр.

- Вы снимаете с семи лет. А в юности уже публиковались в центральных советских изданиях - «Правде», «Известиях», «Советской России». Какой совет дали бы сегодня, с высоты прожитых лет, молодому фотокорреспонденту Мише Козловскому?

- Знаете, тогда ведь было совсем другое время и другая, пленочная, фотография. Снимая на пленку, ты не мог предсказать, каким будет снимок, пока не проявил его, не мог мгновенно отослать отснятый материал заказчику. Зато ты обладал эксклюзивным правом на свои негативы, никто не мог взять и воспользоваться ими, как это делается сейчас с цифровыми фотографиями. Люди из уважаемых изданий публикуют у себя твои снимки, а фамилию указать «забывают». Сейчас вообще как-то принижается роль фотожурналиста. Возьмите любую газету - фамилия автора текста написана большим шрифтом, а фамилию автора фотографии надо через лупу разглядывать.

- Возможно, это происходит потому, что при нынешнем уровне развития техники почувствовать себя фотографом может каждый?

- Из-за этой кажущейся доступности сегодня и нивелируется профессия фоторепортера. С появлением цифровой фотографии многие стали думать, что снимать - это проще простого, ведь ты сразу видишь готовую картинку, можешь впоследствии на компьютере подкорректировать кадр по цвету, по экспозиции. Но ведь главное, чтобы в снимке была душа. Мысль. Если этого нет, то это простая констатация факта - мертвая фотография, на которую человек посмотрел и через секунду забыл. А есть снимки, которые помнишь десятилетиями. Скажем, знаменитый кадр Анри Картье-Брессона, на котором запечатлен падающий на поле боя солдат. Я увидел этот снимок один раз и запомнил на всю жизнь. Вот это уже мастерство и искусство фотографа.



- А какую из ваших фотографий вы считаете самой удачной?

- Пожалуй, это снимок, который я сделал несколько лет назад на городском празднике. На заднем плане народ смеется, веселится, а на переднем - печальная большая кукла Пьеро и сидящий рядом старик, усталый, изможденный, брошенный всеми. Что интересно - взгляды у них с куклой абсолютно одинаковые.



- Работа у вас непростая: не выйти за рамки протокола и при этом удержать высокую профессиональную планку. И день ненормированный: из дома могут «выдернуть» в любой момент. Тяжело, наверное, психологически?

- Ну, психологически я, пожалуй, уже ко всему привык. А вот физически иногда бывает тяжело - приходится носить с собой 20 - 25 килограммов аппаратуры, это большая нагрузка на позвоночник. Но я с юных лет люблю спорт, стараюсь поддерживать себя в форме. До полтинника регулярно играл в футбол. Помогает и зарядочка. В общем, слежу за собой. Без этого на такой работе, как моя, долго не продержишься…