Лишить дельталетчиков права на полеты намерена Татарская транспортная прокуратура. Примечательно, что весной именно силами пилотов сверхлегкой авиации в Татарстане обычно проводится мониторинг паводковой ситуации.     


Пилот, да не тот?

Напомним, правоохранительные органы взялись за авиаторов по всей стране после казанской авиакатастрофы - когда у следствия возникли сомнения по поводу профессиональной подготовки экипажа упавшего «Боинга». На этой волне проверки начались и в Татарстане. А  поскольку летать на «Боингах» у нас не учат, а готовят только пилотов легких и сверхлегких воздушных судов, проверке подвергся единственный в республике учебный центр пилотов «Авиатор», который базируется в Куркачах, и республиканская Федерация дельталетного спорта (СЛА-мото).

По версии Татарской транспортной прокуратуры, руководство АУЦ «Авиатор» незаконно предоставило в территориальную квалификационную комиссию Татарского межрайонного территориального управления воздушного транспорта (МТУ ВТ) Росавиации документы на присвоение квалификаций пилотов сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации (дельталет). Проверяющие пришли к выводу, что 10 пилотов фактически не проходили обучение по программе переподготовки, но тем не менее получили свидетельства о присвоении им квалификации пилотов-любителей.

Транспортная прокуратура направила в суды республики 10 исков, требуя признать летные свидетельства дельталетчиков незаконными, поскольку под экзаменационным листом должна стоять подпись пилота-экзаменатора, а там стоит подпись председателя Федерации дельталетного спорта РТ Владимира Чупаркова, который имеет статус пилота-инструктора.

Сейчас все эти дела рассматривают по месту жительства пилотов. Альметьевский и Нижнекамкий районные суды уже удовлетворили требование прокуратуры, а вот Набережночелнинский встал на сторону дельталетчиков, причем сразу по трем искам. Однако пилоты все равно пока не имеют права летать, поскольку решения не вступили в законную силу и прокуратура собирается их обжаловать.

Вынужденная посадка

Директор «Авиатора» Виталий Ломаев считает, что сверхлегкая авиация стала невольной «жертвой» казанской авиакатастрофы с «Боингом». Ведь, по его словам, ни один дельталетчик, прошедший подготовку в учебном центре в Куркачах, еще не падал и не разбивался. Сейчас в Татарстане около 50 квалифицированных пилотов дельталетов, которые успешно летают и  принимают участие в различных общественно важных мероприятиях. Например, в мониторинге окружающей среды или паводковой ситуации. Дельталетчики также распыляли в полях пестициды во время нашествия саранчи, были задействованы в спасательной операции при крушении «Булгарии», искали очаги лесных пожаров жарким летом 2010-го. Ведь в таких ситуациях поднимать в воздух тяжелую или даже легкую авиацию очень затратно, а юркие дельталеты и с задачей справлялись, и обходились недорого. И теперь выясняется, что практически каждый десятый пилот сверхлегкого воздушного судна летает нелегально!

- Мы работали и работаем с соблюдением всех норм воздушного права, - уверяет Виталий Ломаев. - И непосредственно к нам претензий у прокуратуры нет. Наш центр участвует в этих процессах в качестве третьих лиц, поскольку все дельталетчики проходили обучение у нас. Я считаю, что прокуратура просто придралась к документу, который не имеет никакого правового значения. Дело в том, что в 2010 году понятие «экзаменатор» было исключено из списка должностей Росавиации. Сейчас экзамены у пилотов принимает Территориальная квалификационная комиссия, которая вправе привлекать в качестве экспертов каких угодно специалистов, но юридическую силу имеют только подписи членов ТКК. И мы предъявили суду экзаменационные листы наших пилотов, под которыми стоят подписи всех членов ТКК. А Владимир Чупарков был привлечен потому, что у нас в учебном центре нет специалистов такого класса по дельталетам.

Им бы в небо...

Получается, что пилот сверхлегкой авиации с более чем 20-летним стажем, мастер спорта по дельтапланеризму, член сборной России и победитель многочисленных соревнований международного уровня «испортил» своей подписью летные свидетельства своим ученикам.

- Я подписался потому, что мне за них не стыдно, я в них уверен и перед любой комиссией  за них отвечу! - заявил Интертат.ру председатель Федерации дельталетного спорта РТ Владимир Чупарков. - Мое мнение - дельталетчики просто попали под замес после ситуации с крушением «Боинга». Ведь до 2013 года пилоты-частники летали вообще без всяких свидетельств, и только с прошлого года решено было вывести из тени сверхлегкую авиацию. Все наши дельталетчики прошли соответствующую подготовку, получили свидетельства. А теперь мы вновь оказались там, откуда начали. Наивно было бы думать, что если прокуратура добьется своего, все пилоты перестанут летать. Да ни за что! Они просто заберут свои дельталеты с легальных аэродромов и попрячут в гаражах - чтобы подниматься в небо без всякого контроля и разрешений. Мы не будем знать, где люди летают. И та же транспортная прокуратура будет бегать за каждым дельталетом, нарушившим воздушное законодательство. А если не дай бог произойдет какая-то чрезвычайная ситуация, мне некого будет уговаривать подняться в небо. Недавно нам поступило предложение о совместной работе от поискового отряда «Лиза Алерт», который занимается поисками пропавших детей. Весной планировали провести с ними учения - для отработки взаимодействия. А буквально во вторник я принимал участие в заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям Нижнекамска: нас в очередной раз включили в систему раннего оповещения ситуации по паводку. Но теперь я не могу никого просить принять участие во всех этих мероприятиях, потому что люди мне скажут: дескать, если мы взлетим, то нас посадят!