Питание халяль в детском саду: быть или не быть?

22 Сентября 2017

Прочитано: 2340 раз

Автор материала: Гульнар Гарифуллина (www.intertat.ru, перевод)
Уже второй год семья Хамидовых не может добиться халяльного питания для своего ребенка, посещающего детский сад №144 Приволжского района Казани.

 Не помогли обращения в городское управление образования, после попыток вести разъяснительную работу среди родителей мусульманская семья получила в свой адрес обвинения в разжигании межрелигиозной розни. По какому принципу проводится обеспечение халяльным питанием в детских садах, почему мусульмане не могут реализовать свое право на питание ребенка в соответствии со своей религией –корреспондент «Татар-информ» выясняла в беседе с мамой 3-летней Ясмин Чулпан Хамидовой.

Детский сад №144 расположен в микрорайоне М-14. Здесь преимущественно проживают те, кто приобрел жилье по социальной ипотеке. Хамидовы выбрали учреждение из-за близости к дому. Однако мусульманскую семью беспокоит отсутствие халяльного питания в садике. 

Чулпан Хамидова рассказывает, какие этапы переговоров им пришлось пройти, чтобы решить вопрос с халяльным питанием для детей-мусульман в выбранном ими садике.

«Наша дочь начала посещать садик год назад. Перед тем, как устроиться, с заведующей договорились, что ребенок будет определен в татарскую группу и будет халяльное питание. Это было в июне, тогда подписали договор, она сказала: «Хорошо, в конце августа вы ведь еще придете, тогда и обговорим окончательно». В итоге в татарскую группу мы не попали, сами не поняли, почему. А когда возобновили разговор о халяльном питании, в ответ услышали: «Это государственный садик, поэтому сделать это невозможно». Были шокированы таким заявлением, ведь в Татарстане многие детские учреждения обеспечиваются халяльным питанием, и это не является чем-то невозможным. Мы возразили: «Как же так, ребенок наших знакомых тоже ходит в государственный садик, и они питаются халяль». Она отвечает: «Это видимо татарский детский сад». «Это нам показалось очень странным, почему же только в татарских садиках должно быть халяльное питание? У меня, например, муж Женя, он может быть русским, при этом мусульманином», – недоумевает Чулпан Хамидова.

Доводы молодой семьи заведующую не убедили, она стала утверждать, что изменить то, что уже установлено в учреждении, будет сложно, меню составлено на год вперед, и с появлением халяль стоимость питания вырастет. 

Хамидовы отправились в управление образования Казани. Выяснилось, что для поставок халяльного мяса в садик даже тендер не нужен. Надо лишь согласие родителей и наличие их подписей под заявлением. На основании такого заявления заведующий по телефону может обратиться в управление образования и внести данное учреждение в список для поставок халяль.

Даже цена питания не изменится. Сказали, что меняется лишь одно – поставщик мяса будет другой. Мы обрадовались, пришли к заведующей в часы ее приема, все объяснили, сказали, что достаточно ее звонка. Сказала: «Хорошо, раз уж так все легко, сделаем». Но после все опять затихло. Это было 29 августа. 1 сентября привели ребенка в садик, при случае напомнили заведующей о своей просьбе, а она, оказалось, успела передумать. Так и отрезала: «Нет, ничего делать не будем», – вспоминает мама Ясмины. 

Пришлось Хамидовым снова начать обивать пороги городского управления образования. В этот раз им рекомендовали составить заявление, собрать подписи от родителей. На такое заявление заведующая детсадом должна ответить в течение одного месяца. Но ответ от заведующей был уже получен: «Не можем организовать халяльное питание, так как родители не согласны». «Однако я не помню, чтобы у родителей спрашивали их мнения и проводился какой-либо сбор подписей», – говорит Чулпан Хамидова.

Вопрос начал решаться лишь после того, как заведующая была вызвана в управление образования Казани. После этого она разрешила Хамидовым собирать подписи родителей, желающих халяльного питания для своих детей. Хамидовым пообещали позвать их на родительские собрания, но слово не сдержали.

«Сказали, что собрания проходили, но людей было мало, что они не видели смысла звать нас. Так прошел год. В этом году в августе снова подняли этот вопрос. На этот раз нам сказали провести разъяснения среди родителей, и собрать подписи тех, кто хотел бы халяльное питание для своих детей. Два дня я ходила по родительским собраниям, на два из 13 собраний групп меня не пустили. Удалось собрать около 100 подписей. Подписались даже две воспитательницы, но пришли на другой день, извинились и вычеркнули свои подписи. Видимо, на них надавили «сверху». Бедненькие, даже глаз не могут поднять на нас. Выяснилось, что после моего сбора подписей заместитель заведущей прошлась по родителям и собирала подписи против халяльного питания. Говорила, что стоимость питания вырастет, что из-за халяль появится много проблем. Сбор подписей противников до сих пор продолжается», – рассказывает Чулпан Хамидова. 

Но все же Хамидовы не намерены сдаваться. Среди родителей нашлись те, кто поддерживает их идею. Вместе они написали в Министерство образования и науки РТ, и в Исполком города Казани. «Из исполкома ответ мы получили, но они говорят, что этот вопрос не решается большинством голосов. Они утверждают, что халяльное питание организовать невозможно, если родители хотя бы одного ребенка будут против. Я сама этого не совсем понимаю, мне кажется, это несправедливо. С одной стороны, ни по закону, ни по идеологическим соображениям противников халяль быть не может. Это уже дело принципа. Не хочу, и все тут. Попробовали поговорить с некоторыми родителями, кто выступил против халяль. На вопрос, почему, отвечают: «Давайте тогда мы тоже позовем батюшку и освятим еду». А мы говорим: «Это нам не мешает, вызывайте, так же и вам халяльное питание не может помешать». Христианам не запрещается есть халяльную еду! Вообще, ни один родитель в кафе или на какой-нибудь базе никогда не спрашивает: «Это случайно не халяльная еда, если халяль, есть не будем». Это всего лишь принципальное упрямство. Видимо, боятся, что питание халяль их автоматически сделает мусульманами», – говорит собеседница. 


«Я понимаю, что успех дела на 90 процентов зависит от заведующей. Нам сказали – если заведующая сама не будет согласна, то организовать это будет очень сложно. Конечно, это так. Даже если все родители будут за халяль, найдется хотя бы одна воспитательница, ребенок которой посещает этот же садик. И она поставит подпись против», – отмечает Чулпан Хамидова.

Семья пока не решила, что будет делать дальше. Есть единомышленники, но среди них не видно тех, что активно готов бороться. «Такие предпочитают перевестись в другой детский сад. А нам очень сложно возить ребенка в другой садик с халяльным питанием. От нас транспорт не ходит, не можем же мы каждый день возить ребенка на такси. Иногда думаем найти способ и перевестись в настоящий татарский садик, пусть даже далеко от дома. Тогда решились бы сразу две проблемы – ребенок будет получать халяльное питание, и будет воспитываться в татарской среде и культуре», – говорит она. 

За свою инициативу организовать питание халяль Хамидовых уже обвинили в разжигании межнациональной розни, и даже в экстремизме. Супруг Чулпан – Евгений Хамидов на своей странице в Фейсбуке пишет, что подобные обвинения звучат даже от самих татар. «Одно дело, когда так говорят некоторые родители, они, возможно, не до конца понимают суть вопроса. Странно, что руководство придерживается такого же взгляда, и намеками дает нам это понять», – говорит Чулпан Хамидова.

Корреспондент «Татар-информ» обратилась в Управление оразования Исполкома города Казани, где ей подтвердили: халяль можно организовать лишь при согласии 100 процентов родителей. «Даже если один голос будет против, организовать халяль нельзя. Это не решается большинством голосов. Это позиция Департамента продовольствия и социального питания города Казани. Они же не могут возить для одних одну еду, а для других – другую», – ответил на журналистский запрос специалист отдела по работе с дошлкольными учреждениями Управления образования Казани. 

В Духовном управлении мусульман РТ тоже знают о проблеме. Ранее муфтий РТ Камиль Самигуллин предложил Хамидовым обратиться по этому вопросу в Комитет по стандартам халяль при ДУМ РТ. Корреспондент «Татар-информ» связалась с председателем комитета Маратом Низамовым. 

Возможно, надо провести с ними какое-то собрание, объяснить, что такое халяльная еда. Надо рассказать родителям, что халяльная еда полезна. Если от нас потребуется какая-то помощь, мы готовы выезжать на места, рассказать об этом, используя фото и видеоматериалы. Халяльное мясо – чистое, из него при забое выводится кровь. Что касается других продуктов, то они без примесей и добавок. Конечно, нельзя ничего навязать, но все же я считаю, что проблема возникла из-за неправильного представления родителей о халяльной еде», – считает Марат Низамов.

Журналист также связалась с заведующей детским садом №144 Любовью Носковой. Она заявила, что по телефону обсуждать ничего не будет, и что все вопросы – к исполкому города. 

«Что бы ни было, мы не собираемся останавливаться. Мне кажется, это нарушение наших прав. Было бы справедливее решать этот вопрос большинством голосов. Неправильно ставить условие, когда голос всего лишь одного человека важнее голосов всех остальных. Мы уже написали в Министерство образования и науки РТ, намерены добиться решения вопроса», – говорит Чулпан Хамидова.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+