В Казани состоялись Саматовские чтения

26 октября 2015 // Прочитано 1434 раз

Формирование объективного представление об исламе является главной задачей духовенства, которое пока проигрывает эту борьбу в интернете. 

В Российский исламский университет съехались несколько десятков видных мусульманских деятелей, в том числе муфтии из соседних регионов. Все они собрались, чтобы принять участие в Саматовских чтениях, которые проходят уже в шестой раз. Здесь руководители духовенства вручают премию имени Габдулхак хазрата Саматова «Рухи мирас - Духовное наследие». Премиантом этого года стал директор медресе «1000-летия  принятия Ислама» Ильяс хазрат Зиганшин. Также впервые были распределены именные стипендии муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина семи лучшим шакирдам духовных образовательных организаций. Их получили отличники учебы, научной и общественной деятельности, а также отличившиеся в культурной и спортивной жизни.

Габдухлак Саматов один из самых видных религиозных деятелей Татарстана ХХ века. Начинал свой путь в Альметьевске в должности имама. Затем переехал в Чистополь, а уже оттуда перебрался в Казань, где занял пост главного мухтасиба, а в последствии казыя. Так в исламе называют людей, которые следят за соответствием и соблюдением мусульманских норм. Зачастую в исламских странах они выполняют и роль судьи. Но в первую очередь Габдулхак Саматов известен, как наставник и богослов. Часто его называют человеком возрождения. Когда в 90-е годы религия возвращалась в общество после 70-летнего забвения, то вернулся и ислам. Правда, его формы и проявления были разными, причем зачастую даже в одном регионе страны. Современники считают, что заслуга в сложившемся в республике традиционном исламе принадлежит, в том числе и Габдулхаку Саматову.

- Саматовские чтения очень хорошо сочетаются с тем, что мы объявили текущий год - Годом татарских богословов, - говорит муфтий ДУМ Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. - Он был в числе тех людей, которые смогли укрепить имя татарской богословской школы во второй половине ХХ века. До Саматова среди зарубежных мусульман был широко известен лишь один татарстанский исламский ученый - Шигабутдин Марджани.

И это несмотря на тот факт, что до революции 1917 года на территории современного Татарстана было издано более 30 тысяч наименований трудов об исламе. Вместе с тем, абсолютное большинство книг выпускалось на арабском языке.

- Например, у шейха Марджани я могу вспомнить всего пару книг на татарском языке. Более 30 трудов у него на арабском, - добавляет муфтий.

Наследие, которое оставил после себя Габдулхак Саматов, сложно переоценить. Особенно в период, когда традиционному религиозному воспитанию уделяется сверхвнимание. 

- Сегодня самое главное, это просветительская работа. То есть, надо работать с молодежью. Если у человека есть объективное представление об исламе, то он никогда не станет на путь терроризма или экстремизма, - рассказал в беседе с корреспондентом sntat.ru ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

По его словам, сегодня одни лишь курсы при мечетях республики посещают около 30 тысяч татарстанцев, но даже такое число слушателей стопроцентной эффективности не гарантирует. Стремление к знаниям есть, но все равно не хватает еще и преподавателей, и возможностей, чтобы заниматься просвещением.

- Около 50 процентов мусульман мечеть не посещают, бывают только в пятницу. А остальную информацию люди получают не в мечетях. Поэтому дело, конечно, не в имамах. Дело в наличии мусульманской интеллигенции, в профессиональной работе со СМИ, в наличии интернет сайтов, которые бы могли помочь сделать выбор и были бы популярными, - уверен ректор РИИ. - В условиях глобализации сделать это сложно. Стремление к получению знаний сводится к интернету, где люди читают разные статьи. Нет никакой гарантии, что эти статьи дают достоверные знания об исламе. Поэтому сегодня соблазнов очень много, и противостоять различным влияниям извне сложно.

Духовенство готово бороться с лже-исламом, однако на данный момент какое-то конкретное решение проблемы с пропагандой среди молодежи не найдено. Татарстанские ученые признаются, что в интернет-борьбе за умы молодых людей последователи традиционной религии - проигрывают. Изменить ситуация является для представителей духовенства основной задачей ближайшего времени.

Автор: Артем Кузнецов

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий