Фарид Мухаметшин: Мы ставим своей задачей подготовить молодежь к жизни

27 сентября 2011 // Прочитано 206 раз
Воспитание гражданственности – дело неравнодушных молодых людей. Этот принцип сформулировали для себя сегодня учащиеся 10-х и 11-х классов казанского лицея №159 на встрече с Председателем Государственного Совета РТ Фаридом Мухаметшиным, прошедшей в рамках «Парламентского урока – 2011».
Накануне во всех школах республики стартовала неделя парламентских уроков. В этом году они проходят при содействии Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане и посвящены теме защиты прав ребенка. В мероприятиях принимают участие депутаты Госдумы РФ от Татарстана, Государственного Совета РТ и Советов муниципальных образований. Проект реализуется, начиная с 2009 года, при организационном участии Министерства образования и науки РТ. «Парламентский урок» стал реальным инструментом правового просвещения молодежи и воспитания у учащихся активной гражданской позиции.

В лицее №159 глава татарстанского парламента посетил заседание местного «политклуба». В стенах общеобразовательного учреждения готовят будущих сотрудников органов внутренних дел, поэтому с вопросами права лицеисты знакомятся уже со школьной скамьи. Перед началом занятия в фойе состоялось торжественное построение воспитанников лицея. Приветствуя собравшихся, Фарид Мухаметшин напомнил, что в республике реализуется беспрецедентная программа по реформированию системы образования «Килэчэк». Глава парламента подчеркнул, что консолидированный бюджет Татарстана по отрасли «Образование» на 2011 год составляет свыше 37 миллиардов рублей. «Заботясь о воспитании подрастающего поколения, мы ставим во главу угла профессию Его Величества Учителя, – отметил Председатель Госсовета. – Сегодня все наши учителя обеспечены ноутбуками, что дает им возможность не отставать от веяний времени. Около 10 процентов татарстанских учителей являются ветеранами педагогической деятельности, и они продолжают трудиться, передавая эстафету молодым».

На повестку лицейского «политклуба» были вынесены вопросы, связанные с главной темой парламентского урока этого года: «Я – ребенок! Я гражданин!». Провела заседание клуба учитель русского языка и литературы Татьяна Рассказова. К встрече старшеклассники подготовились основательно. Разбившись на группы, они постарались дать ответы на ряд ключевых вопросов: «Что формирует гражданскую позицию школьника?», «Кто является героем нашего времени?», «Есть ли идеалы у подрастающего поколения?». Лицеисты не только изучили источники по заявленной теме, но и провели ряд социологических исследований, опросили учащихся школы, проиллюстрировали результаты опросов наглядными диаграммами. Как выяснилось, главенствующее влияние на формирование гражданской позиции у воспитанников лицея оказывает семья – 67 процентов, 12 процентов опрошенных стремятся самостоятельно формулировать свои жизненные и гражданские принципы, 10 процентов в выборе приоритетов доверяют мнению учителей, остальная часть ориентируется на друзей, улицу (окружающий социум) и средства массовой информации. То, что «улица» осталась на периферии среди очагов влияния на формирование гражданской и жизненной позиции молодого поколения, по мнению Фарида Мухаметшина, является позитивным фактором. «Значит, школьники проводят больше времени в семье, занимаются в библиотеке, посещают кружки по интересам и спортивные секции, стремятся использовать Интернет в целях самообразования», – отметил он.

К слову, еще одно проведенное пилотное анкетирование было посвящено внеклассным увлечениям лицеистов. И здесь члены «политклуба» нащупали определенные «болевые точки». Около 60 процентов опрошенных не посещают каких-либо кружков и секций, при этом 70 процентов заявляют о своем желании посвящать внеурочное время не только учебе. Итогом дискуссии стал вывод о том, что молодые люди зачастую мало информированы о кружках творчества и спортивных секциях, которые функционируют в городе. Председатель Госсовета попутно дал рекомендацию принимавшим участие в уроке представителям Министерства образования и науки РТ создать новые или актуализировать уже существующие Интернет-ресурсы, разместив на них перечень учреждений детского дошкольного творчества. «Надо помочь молодому человеку найти себя, и регулярно размещать в Интернете свежую информацию об открывающихся кружках и секциях», – высказал пожелание глава республиканского парламента.

В откровенной беседе Фарид Мухаметшин рассказал и о своих детских увлечениях, о том, что когда-то мечтал стать военным. «Примером для подражания для меня и моих сверстников были люди старшего поколения, прошедшие войну и своим героизмом отстоявшие свободу Отчизны, – поделился воспоминаниями он. – Позже было большое увлечение авиамоделями, и даже музыкой – играл в духовом оркестре на альте». Старшеклассники рассказали в свою очередь о своих жизненных ориентирах и устремлениях.

Обсудив историю вопроса защиты прав ребенка, влияние на общественную мысль выдающихся педагогов прошлого века Константина Вентцеля и Януша Корчака, принятие международных документов – Декларации о правах ребенка и Конвенции ООН, участники политклуба сформулировали свои предложения по заявленной теме. Среди них – учредить в лицее День детского права, создать специальную информационную страничку, посвященную этой дате, а также внести изменения в Кодекс лицеиста, дополнив его следующим пунктом: «Лицеист не прощает бездушия ни себе, ни окружающим». Этот принцип, по сути, и стал главным выводом, который вынесли для себя участники сегодняшнего урока.

«Руководство республики считает очень важным проведение встреч с учащимися школ, – подвел итоги встречи Фарид Мухаметшин. – Мы ставим своей задачей подготовить молодежь к жизни в условиях развития демократии, построения гражданского общества, воспитать людей неравнодушных, активных. Многие из вас уже завтра станут абитуриентами, а затем и студентами вузов. У вас появится право избирать и быть избранными. Каждый должен стремиться к поставленной цели».

Директору лицея №159 Савие Загидуллиной Председатель Госсовета вручил несколько томов книги «Республика Татарстан: новейшая история. События. Комментарии. Оценки». Ответным подарком главе парламента стали погоны с лицейской символикой.


Поделитесь с друзьями