Калфак — отражение женской души

01 сентября 2011 // Прочитано 2228 раз
Однажды в автобусе обратила внимание на одну очень милую женщину. На голове у нее был самый настоящий татарский калфак . Для меня это было удивительно, так как такой калфак я привыкла видеть лишь в музеях . Хотя и слышала, что их можно сшить на заказ.

Калфак— древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. В древние времена на калфаке изображали узоры, напоминающие буквы и слова. Иногда вместо этих узоров писали добрые пожелания, слова-заклинания в качестве оберега, молитвы, охраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение "у него написано на лбу".

В середине XIX века калфаки, вышитые на бархате разного цвета золотыми и серебряными нитями, становятся предметом украшения.

Во второй половине XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердой основой - "мангайча". Они различаются по размерам, по ширине основы, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего головного убора - калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком.

Позднее, калфак упрощается, усовершенствуется, становится изящным. Его внешний вид, узоры, вышитые золотыми и серебряными нитями, раскрывают духовный мир хозяйки, внутренние переживания, отражают ее мироощущение. В них раскрывается великая философия жизни - рождение, обновление, расцветание, увядание и старение, появление молодых ростков и бутонов; даются понятия о смысле жизни.

Обратим внимание и на то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, насколько они дороги, а от смысла, содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний. Скажем, напоминающий ночной небосвод, вышитый на бархате полумесяц, мерцающие и сверкающие звезды раскрывают ночную красоту мира, рассказывают таинственность и волшебную красоту ночи, отражают чувства и воспоминания молодости.

Итак, калфак, как головной убор и как предмет украшения, раскрывает духовную красоту татарских женщин, широту души, благородство мысли, мастерство в умении шить и вышивать, тонкую чувствительность в познании мира, отражает жемчужину искусства.

В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В последнее время калфак начал входить в моду, как неотъемлемая деталь определенной одежды. Хоть и редко, но встречаются молодые девушки в головных уборах, напоминающих самый настоящий калфак. Нужно заметить, что сейчас калфак, как предмет украшения, одевается без платка. Пожилые женщины дают предпочтение калфакам-тюбетейкам, так как они имеют много положительных качеств: держат голову в тепле, не распускают волосы, при чтении намаза не падают с головы. Поэтому пожилые женщины предпочитают калфак-тюбетейку и надевают под белым платком или шелковой шалью.


Поделитесь с друзьями