Татарское традиционное ткачество

26 августа 2011 // Прочитано 1199 раз
Замечательный летний день. Дома у бабушки и дедушки совсем тихо: слышен только мелодичный звук ходиков. Солнечные лучи, пробившиеся через ажурные занавески десятками солнечных зайчиков лежат на возвышающихся горкой на сундуке подушках с вышитыми наволочками, пышно убранных кроватях с узорными подзорами и пестрых дорожках на полу.

Это картина счастливого дня из детства. Почти все в доме сделано руками бабушки или ее дочерей: моей мамы и ее сестер. Полотенца, скатерти, покрывала, молитвенные коврики. Сейчас уже сложно восстановить в памяти, кто и что сделал, но мне хорошо запомнилось, что ковровые дорожки – это бабушкино творчество. В пристройке стоял домашний ткацкий станок, очень хотелось его потрогать, но делать это разрешалось только под присмотром.

На этих дорожках не было никаких замысловатых узоров. И сама бабушка признавалась, что ткацкий станок у нее простенький, да и времени что-то изобретать у нее нет. Но эти веселые яркие полоски на бабушкиных дорожках до сих пор у меня перед глазами.

Уже в то время (конец 60-х прошлого века) такие дорожки можно было увидеть не везде. Даже в самых отдаленных селах предпочитали приобретать изделия фабричного производства. Раньше же ткачество было весьма распространено. Рукодельницы ткали безворсовые ковры, полотенца для различных нужд, скатерти. Все это украшалось геометрическими узорами: ступенчатые ромбики, решетки, звездочки, роговидные завитки и т.п.

Геометрические узоры не очень свойственны для декоративно-прикладного искусства татар. Хотя традиции, например, ковроткачества очень древние. Для наших предков, кочевавших по бескрайним просторам Евразии, ковер, палас - это и сохранение тепла, и украшение юрты. Требовались теплые ковры, не требующие при своем изготовлении сложных и громоздких приспособлений. Поэтому в ткачестве сама технология производства не позволяла мастерицам развернуться и украсить изделие цветами и завитушками. Узоры получались за счет выбора разноцветных ниток основы и утка. В основном – это два цвета, но существовала и более сложная техника многоремизового ткачества.


Поделитесь с друзьями