Түгәрәк күл

26 августа 2011 // Прочитано 353 раз
В нашей семье очень часто в разговоре упоминают о деревне Түгәрәк күл (дословный перевод: Круглое озеро). Я с самого детства много  слышала об этой деревне с таким поэтическим названием, но побывать там как-то не пришлось. Мало того, я даже не знала, где она находится. Хотя это родная деревня моей бабушки. Сегодня нам кажется, что она всю жизнь прожила в селе Старое Шугурово, куда она когда-то приехала молодой снохой. А ведь до 15 лет она жила с родителями в деревне Түгәрәк күл.

Бабушкину маму Минджамал я видела только на фото, которое хранится у нас дома. На снимке сидит немолодая уже женщина, а рядом с ней ее три красавицы-дочери, одетые в платья разного фасона, но одной расцветки. Самая младшая среди них – моя бабушка Замзамия. На этом фото ей, наверно, лет четырнадцать.

С детства мне казалось, что Түгәрәк күл – это очень таинственное и загадочное место. Этому есть причина – деревни уже давно нет. Она и раньше была совсем маленькой – всего один-два десятка хозяйств. Сейчас же на этом месте – поля. Но в памяти бабушки деревня все на том же месте, и все там по-прежнему. Начнет рассказывать и тут же детские годы вспоминаются ей со всеми мельчайшими подробностями. Наконец этим летом бабушка позвала меня сходить в Түгәрәк күл…

...Русло речки Шушмы петляет по территориям нескольких районов Татарстана, в том числе и по Лениногорскому району. Деревни, относящиеся к нашему району как бы нанизаны по этой водной ленте. Сам Лениногорск расположен на возвышенности, а за городом, сразу после деревни Тимяшево начинается крутой спуск, и уже у подножья расположены села Сугушла, Каркали, Шугурово, Бакирово и другие. Если перейти через Шушму между Сугушла и Каркали, а затем подняться на холм, то окажешься в Юлтимерово. Предки жителей этой деревни переселились на это место из села Юлтимерово теперешнего Сармановского района в 70-е годы XVIII столетия. На новом месте они сохранили старое название, об этом писал в одной из своих книг татарский писатель Замит Рахимов, сам родом из Шугурово.

В начале XX века Юлтимерово достаточно сильно разрастается, на то время в деревне насчитывается более 200 дворов. С приходом советской власти, в Юлтимерово создается сельсовет, а в 1931 году - колхоз “Яңа юл” ("Новый путь"). В 20–30-е годы от Юлтимерово отделяются две деревни: Урняк-Кумяк (Үрнәк–Күмәк) и Тугаряк Куль (Түгәрәк күл). Долгое время в Түгәрәк күле был свой отдельный колхоз, но 1970-е годы из-за прокладки по его территории газопровода Оренбург–Заинск, он был ликвидирован, а большинство проживавших там людей вернулись в Юлтимерово.

...Дорога в Түгәрәк күл и сегодня проходит через Юлтимерово. А раньше люди постоянно общались, родственники жили в обоих деревнях. Дети из Түгәрәк күл ходили в школу в Юлтимерово. Дорога утоптана, и до сих пор она хорошо просматривается.

День, когда мы собрались с нашей уже немолодой бабушкой в Түгәрәк күл, был солнечным и очень жарким. Выйдя из Юлтимерово, мы прошли по дороге, бегущей по бескрайним хлебным полям, примерно 4-5 километров, как вдруг дорога пошла под уклон. В этой низине когда-то располагалась деревня Түгәрәк күл. Прямо перед нами - цветущее подножие холма, рядком, указывая русло речушки растут деревья, вдалеке желтеют поля. Вокруг - особая тишина, наполненная гулом летающих насекомых, стрекотанием кузнечиков, в который время от времени вливается свист сурков, то там, то сям, выглядывающих из своих норок.

Если спуститься прямо по дороге, то подойдешь к месту, где раньше располагался дом Насретдин абзый. Много лет место деревни перепахивается, засевается, тем не менее расположение дворов хорошо различимо: бывшие фундаменты окаймлены буйно растущей крапивой. Бабушка с навернувшимися на глаза слезами и беспокоившаяся, что не сумеет найти место своего дома, увидев крапиву, успокоилась. Немного помолчав, оглядев все вокруг, она начала знакомить с деревней. "Во-о-он там, на противоположном берегу речушки, где растет самое высокое дерево, течет наш родник Чатрау, он и сейчас на том же месте. А на пригорке, недалеко от поросшего крапивой места бабушкиного дома возле двух одиноких деревьев был дом ее дяди - брата отца, маленькой она часто ходила туда в гости. "Бабушка собирала на склоне землянику для чая", - вспоминает уже моя бабушка. Еще: “Как-то раз вечером возвращаюсь от дедушки, навстречу мне вышел волк, мы долго стояли и смотрели в глаза друг друг... Так волки приходили в село", - добавляет она внезапно задрожавшим голосом, выдавшим ее тогдашний смертельный испуг. Бабушка хорошо помнит, как ее дедушка проводил по дороге в Юлтимерово трех своих сыновей на войну. Ни один из них не вернулся.

Бабушкины родители похоронены в Түгәрәк күл. Одинокое маленькое кладбище затерялось среди полей и холмов. На могилах растут деревья, они видны издалека, и служат своего рода ориентиром. Кладбище огорожено самодельными металлическими конструкциями, на воротах - большой полумесяц. Могил немного, среди них есть хорошо ухоженные. Это, наверно и есть признак того, что люди, лежащие в этих могилах, воспитали хороших детей. Я впервые увидела могилы родителей бабушки. Оказывается, там надо убрать лишние деревца, обновить надписи на могильных камнях. Бабушка прочитала молитву и, держась на прутья решетки произнесла на прощание: "Что же делать, оставляю вас здесь".

Почаевничать мы остановились на травке у берега речушки, под тенью деревьев. В дорогу бабушка взяла чай, испеченный дома хлеб, отваренные яйца, сорванные утром с грядки огурцы. На берегу этой речушки раньше был огород бабушкиной семьи. "В нашем огороде много чего росло. Папа выращивал разные злаки", - вспоминает бабушка. Еще у места ее дома вокруг нее стали кружится две бабочки. Как только мы расположились за чаем, бабочки появились вновь. Одна из них села бабушке на руку. Мы стали подшучивать: "Это твои папа с мамой прилетели..."

На берегу речушки, спокойно вбирающей в свое русло воду многочисленных родников, мы следим за игрой бабочек, а я расспрашиваю бабушку о ее детстве, о родителях. Мама бабушки рано осталась сиротой, ее воспитала добросердечная Фаиза апа из Юлтимерово. Несмотря на то, что у нее самой было много детей, Фаиза апа вырастила сироту, выдала ее замуж за джигита из Түгәрәк күл. "В Түгәрәк күл жили и другие дети Фаизы апа. Они очень любили мою маму, всегда стремились чем-нибудь помочь", - вспоминает бабушка. Родители бабушки вырастили и воспитали пятерых детей - двоих сыновей и трех дочерей. Один из сыновей погиб на войне. "Раньше между селами ходили грузовые машины, их называли груз-такси, когда мама ехали на таком из города, попала в аварию, сильно покалечилась, так и не смогла выздороветь и вскоре умерла. У брата и сестер были уже свои семьи. Мне тогда было 15 лет", - продолжает свой рассказ бабушка. "А твой папа?" - допытываюсь я. "Не прошло и года, папа упал с крыши, когда выкладывал трубу дымохода, сильно покалечился и тоже умер", - отвечает бабушка.

До восьмого класса бабушка училась в Юлтимерово, а 9-10-ые заканчивала в средней школе села Старое Шугурово, жила там у родственников. Едва ей исполнилось 18, ее посватали за соседского парня Сагита.

Мы вернулись из Түгәрәк күл на закате. По дороге бабушка рассказывала, как весело они готовились к празднику сабантуй, как люди со всех близлежащих деревень собирались на майдан. А джигиты запрягали тройку лошадей, украшали ее. Я спрашиваю, кто же садился в празднично убранную арбу. "А кого джигиты позовут, те и садились, - кокетливо отвечает бабушка. - Специально к Сабантую шились платья. Джигиты по дороге и туда, и обратно играли на гармошках. Было очень весело. Районный сабантуй устраивался в селе Шугурово. Я помню, как дедушка впрягал коня в длинную арбу и, погрузив всех ребятишек, вез их на сабантуй. На районный сабантуй устанавливали карусель, мы ее называли "кәмит”. В бочках продавали морс, мы его называли “баллы су” (сладкая вода)...”

Вот так состоялось мое знакомство с деревней Түгәрәк күл, до сих пор живущей в памяти и сердце моей бабушки. Она представлялась мне в детстве в виде зеркальной глади озера. И хотя озеро давно пересохло и деревня давно перепахана, а все равно она остается родиной, родной землей.


Поделитесь с друзьями