Шедевры татарского ювелирного искусства: Казанская шапка и шапка Мономаха

12 августа 2011 // Прочитано 1223 раз
Ювелирное искусство татар имеет большую историю и богатые традиции. Самые знаменитые российские музеи имеют в своих фондах драгрценные свидетельства высочайшего искусства тюрко-татарских ювелиров, начиная от скифов, сарматов, булгар. золотоордынцев. Конечно, никто не спешит признать тюрско-татарское происхождение этих экспонатов. Но искусствоведы по приемам и методам изготовления и орнаментации безошибочно определяют преемственность и сходство.  В этой своей заметке я сначала хочу рассказать об одной такой исторической и художественной реликвии - Казанской шапке. Нет общепринятого мнения когда и для кого изготовлена эта корона. Но все ученые историки единодушно отдают авторство татарским юве

Ювелирное искусство татар имеет большую историю и богатые традиции. Самые знаменитые российские музеи имеют в своих фондах драгрценные свидетельства высочайшего искусства тюрко-татарских ювелиров, начиная от скифов, сарматов, булгар. золотоордынцев. Конечно, никто не спешит признать тюрско-татарское происхождение этих экспонатов. Но искусствоведы по приемам и методам изготовления и орнаментации безошибочно определяют преемственность и сходство. 

В этой своей заметке я сначала хочу рассказать об одной такой исторической и художественной реликвии - Казанской шапке. Нет общепринятого мнения когда и для кого изготовлена эта корона. Но все ученые историки единодушно отдают авторство татарским ювелирам.

Приемы, использованные при изготовлении Казанской шапки, имеют давние традиции в татарском ювелирном искусстве. Искусстововеды. историки признают, что стилистика шапки созвучна другим реликвиям 16 века, относящимся к Казанскому ханству. Трилистники, которые соединяясь составляют тулью шапки, встречаются практические во всех орнаментах татарского декоративно-прикладного искусства. Эти трилистники украшены чернением - это характерная особенность тюркско-татарского ювелирного искусства, особенно он свойственен изделиям мастеров булгарского периода. И бирюза, топазы, гранаты, яшма, жемчуг, украшающие шапку, также излюбленные драгоценные камни татарских ювелиров.

Наиболее достоверной версией того, как шапка оказалась в Москве, кажется та, которая опирается на русские письменные источники. В них пишется, что после завоевания Казани в Москву были отправлены 12 подвод с наиболее ценными захваченными предметами, среди которые упоминаются венцы. Как я уже писала, сама Казанская шапка храниятся в Москве, ее современную копию можно увидеть в музее Нациолнально-культурном центра "Казань". Изображение Казанской шапки украшает также герб современной Казани.

История шапки Мономаха еще запутаннее. Русские ученые стремятся доказать ее византийское происхождение. Зарубежные историки, татарские ученые и искусствоведы, а также некотторые независимые русские исследователи подчеркивают золотоордынские особенности изготовления этого знаменитого головного убора. А историю ее происхождения связывают с ханом Узбеком. Шапка принадлежала либо сестре хана Кончаке, которая была выдана замуж за русского князя, либо другой золотоордынской принцессе, тоже ставшей русской снохой. Форма и особенности шапки Мономаха позволяют сделать вывод, что это тюркский женский головной убор.

В сегодняшнем своем состоянии на верх шапки рикреплен крест. Но письменные свидетельства тех эпох позволяют сделать вывод, что первоначально креста там не было. По мнению искусствоведа Г.Влеевой-Сулеймановой сначала на шапке было специальное навершие, куда тюркские девушки прикрепляли перья павлина или филина. Из наиболее близких нам временных эпох можно привести в пример головные уборы казахских девушек. Хотя у татар на сегодняшний день не сохранилась эта традиция, но есть письменные источники, рассказывающие о подобных головных уборах и у татарских девушек.


Поделитесь с друзьями