Древняя Булгария - это не только колыбель Ислама...

06 августа 2011 // Прочитано 385 раз
Интервью с Председателем ЦДУМ России, муфтием Талгатом Таджуддинов , опубликованный в журнале "Уфа".

- Талгат-хазрат, на торжествах в Болгаре отмечалось, что именно благодаря вам начались ежегодные сборы и коллективное чтение молитв на этой древнейшей земле по случаю принятия Ислама. Как эта ваша идея воплощалась в первый раз?

- Во-первых, хочу подчеркнуть, что это никакое не новшество. Издревле в эти места приходили мусульмане, чтобы помянуть святых праведников. Доподлинно известно, что пророк Мухаммад саллалаху галейхи уа салам (далее - с.г.с.) 9 рамазана 9 года хиджры направил Зубайра ибн Джагду в Древний Булгар вместе с двумя другими своими сподвижниками. Их очищающие, исцеляющие молитвы поразили булгар. Айдар хан - предводитель булгар и часть народа приняли Ислам. В течение трёх веков шло распространение Светоча Ислама среди булгар. В мае 922 года по приглашению Алмас хана из Багдада халиф аль - Муктадир Билляh направил в Булгары представительную делегацию во главе с Сусан ар-расиби и известным историком Ахмад ибне Фазланом. Их проникновенные проповеди и страстное желание истины привели к добровольному принятию Ислама нашими предками булгарами как государственной религии.

- К сожалению, мы не знаем в полной мере истории своего Отечества. Ведь Древняя Булгария - это не только колыбель Ислама, но и первооснова будущего российского государства…

- Древняя Булгария первой приняла удары монголо-татарского нашествия и, разбив войска Субадай хана в Жигулёвских горах, на 13 лет задержала нашествие на Русь и Европу. Древняя Булгария - прародина современных татар, и башкир, и чувашей, и других народов, издревле населяющих Поволжье, через века стала составной частью огромной державы - России.

На протяжении многих веков эти сведения передавались из уст в уста. Поэтому даже во времена советской власти, когда религия была под запретом, в Древнюю Булгарию устремлялись верующие. Я знал об этих святынях с детства от своих бабушек-дедушек, от своих родителей. Мне было 18 лет, когда с моим наставником и учителем Ахмет-заки-хазратом, служившим в Казанской соборной мечети, приехали первый раз на развалины Древнего Булгара. А в 1989 году мы организовали первое торжественное мероприятие по случаю 1100-летия принятия Ислама в Поволжье и Приуралье. В этих торжествах приняли участие представители духовных управлений Средней Азии и Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа и зарубежные гости из 28 стран мира.

- Насколько это оказалось сложно? Ведь закон о свободе вероисповедания еще в России не был принят?

- Это далось с большим трудом. Семь лет мы обращались в различные инстанции. И только после того, как страна отметила 1000-летие крещения Руси, нам разрешили в 1989 году провести юбилейные торжества по случаю 1100-летия принятия Ислама в Древней Булгарии и 200-летия ДУМЕС. С тех пор, слава Всевышнему, ежегодно мы собираемся в Болгарах на благодарственную молитву.

С прошлого года Древняя Булгария начала возрождаться. За что я вместе со всеми мусульманами признателен первому президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, взявшемуся за восстановление мусульманских святынь в Болгарах и православных святынь Свияжска.

- Все ли мусульманские священнослужители поддерживают эту традицию?

- Большинство, как мы ежегодно убеждаемся, поддерживает. Но есть и такие, кто пытается представить это бидатом, то есть нововведением, противоречащим основам Ислама. Такое суждение ошибочно. Пророк Мухаммад с.г.с. приветствовал посещение могил - это не имеет ничего общего с идолопоклонством. Доказательства тому есть в сурах Корана и в хадисах пророка с.г.с.

«Прости нас и тех наших братьев, которые раньше нас вернулись в мир вечности с верой…» - учит нас Всевышний Аллаh в досточтимом Коране.

Поэтому посещение святынь могил наших праведников - это связь поколений.

- Не секрет, что в исламском мире достаточно противоречий. Попытка представить Ислам как религию террористов губительно сказывается не только на мусульманах России, но и грозит по сути дела безопасности и целостности нашей страны. И сегодня для многих уже очевидно, что привнесенный и навязанный извне ваххабизм - оружие против Ислама. Удастся ли нам справиться с этой напастью?

- Проникновение в нашу страну ваххабитов стало возможным в начале 90-х годов, когда было несовершенным законодательство. Три местные общины могли легко образовывать духовные центры. Пришедшие на Кавказ ваххабиты не получили сразу достойного отпора, потому что многие на это смотрели как на противоборство в духовной сфере. Зато часть молодежи, ищущая свой путь к истинной вере, как раз и попалась в их сети. Ведь более 70 лет не было духовного образования. Это большая беда для нашей страны. Но, слава Всевышнему, постепенно все встает на свои места, восстанавливается законность и порядок, при значительной поддержке государства восстанавливается подготовка отечественных кадров духовенства и мусульманского образования. Меня радуют и произошедшие в последнее время перемены в Татарстане. С избранием на пост муфтия и председателя ДУМ Татарстана Илдуса хазрата Файзова представители радикальных течений потеряли значительное влияние в общинах, и главенствующее положение по справедливости начали занимать представители традиционного Ислама.

Вы спрашиваете у меня, справимся ли с ваххабизмом? А я задаю вам встречный вопрос: что для этого делаете вы, средства массовой информации? Много ли вы видите на нашем башкирском, уфимском телевидении выступлений имамов с проповедями, ответами на волнующие людей вопросы? Много ли в наших газетах публикаций на эти волнующие темы?

Проблем очень много. И они касаются всего государства, и общественности а не только мусульманской уммы.

- Молодые ребята после обучения в зарубежных школах исламских фундаменталистов, говорят, возвращались с перевернутым сознанием?

- Нишу в исламском образовании, которая возникла за 70 лет атеизма, очень хитро и умело пытались заполнить представители радикальных течений. Это и неудивительно. На весь огромный Советский Союз у нас было одно единственное медресе в Бухаре, в котором обучалось всего 50 студентов, да Исламский институт в Ташкенте - все!

Слава Всевышнему, государство обратило внимание на проблему. Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев во время проведения в начале этого года Госсовета в Уфе посетил Центральное духовное управление мусульман России, у нас состоялась очень благотворная встреча и беседа. Есть правильное понимание ситуации и поддержка, и я надеюсь, что вместе со всем обществом Инша Аллаh мы преодолеем эти трудности.

- Известны факты, когда новые мечети в деревнях пустуют, видимо, там некому служить? Не хватает имамов?

- И имамов, естественно, не хватает, и мы благодарны старшему поколению, которое бескорыстно служит в этих мечетях. Они не пусты, хотя прихожан и не очень много. В этом сказывается и общее состояние сел и деревень. Ведь часто деревенскому мулле даже приходится из своей пенсии платить за коммунальные услуги - свет, газ. Студенты Российского исламского университета ЦДУМ России и его филиалов во время летних каникул с детьми и молодежью проводят в сельских мечетях обучение основ традиционного Ислама. Затем проводятся конкурсы и викторины в соборных мечетях городов и районных центров. Но служба молодых имамов в сельской местности проблематична до сих пор.

- И где же выход?

- Проблему необходимо рассматривать на государственном уровне. Ведь в подобной же ситуации находятся и православные приходы. У нас, конечно, религия отделена от государства. Но когда речь идет о спасении нации от вымирания, о борьбе с наркоманией и алкоголизмом, другими мирскими пороками - необходима координация действий общества и священнослужителей, поддержка государства.

К тому же не стоит забывать, что за годы советской власти в стране было разрушено свыше 14 тысяч мечетей и десятки тысяч православных храмов. В ряде европейских государств, к примеру, введен мизерный налог на поддержку духовности. Собранные средства как раз и идут на содержание храмов и духовно-нравственное возрождение общества. Почему бы и у нас в стране не рассмотреть и такой вариант или другие формы государственной поддержки традиционных конфессий страны.

- Решение, принятое во время визита Медведева в Уфу, - о строительстве Исламской академии недалеко от парка Калинина мусульманское сообщество восприняло с воодушевлением. А как складываются отношения с ДУМ Башкортостана?

- У нас полное взаимопонимание, мы работаем согласованно. Сегодня в России 7 исламских университетов. В Уфе также успешно действует Российский Исламский университет ЦДУМ России, а в девяти регионах - его филиалы. На очном отделении обучается 130 студентов, на вечернем и заочном - 700. Проявившие способности и усердие продолжают обучение в исламских вузах Египта, Турции, Марокко. Однако основной упор мы делаем на отечественном богословском образовании без отрыва, так сказать, от нашей действительности. Перед нами стоит задача стандартизации исламского образования. Это очень важно. Ведь от того, кто завтра придет в наши мечети, во многом зависит и будущее мусульман России.

С каждым годом все больше молодежи участвует в конкурсах чтецов Корана. Радует, что с этим благословенным занятием великолепно справляются дети - всех, к примеру, восхитил в Булгаре дошкольник, открывший торжества великолепным чтением сур из Корана. Таких детей у нас теперь сотни. Практически при всех мечетях работают воскресные школы, летние исламские лагеря для оздоровления детей в каникулы, проводятся «круглые столы», семинары. Хвала Всевышнему - мы движемся в праведном направлении.

- Получивший в последние годы признание шейх Зайнулла Расулев был в свое время осужден и властью, и религиозными деятелями за громкое чтение зикра - это было названо чуть ли не отступничеством. Говорят, ветка накшбандийского тариката, шейхом которого и был Зайнулла Расулев, ушла в Дагестан, и у себя на родине, в Башкортостане, у него не осталось последователей. Так ли это?

- Шейх Зайнулла Расулев - признанный в исламском мире богослов и духовный наставник. Он оставил после себя богатое духовное наследие, мы этим дорожим и чтим его имя. У каждого учителя есть свои особенности, свои методики - были они и у Зайнуллы Расулева. Есть последователи шейха Зайнуллы Расулева и в Башкортостане, на его родине в Учалинском районе и на могиле в Челябинской области проводятся сборы, чтение коллективных молитв.

Накшбандийский тарикат - суфийское направление в Исламе, придерживающееся ханафитского толка. Суфизм исповедует очищение веры, он не отделим от традиций Ислама.

- Сейчас многие в России увлекаются йогой, цигуном. Инструкторы этих школ уверяют, что они вне религии, и человек любого вероисповедания может там практиковать. Однако в сути в своей йога и цигун уходят корнями в буддизм и индуизм. А есть ли в России суфийские школы?

- Духовный стержень необходимо искать в своих предках. Если ты вырос в исламской семье, где испокон веков весь ваш род жил под защитой Корана, какая необходимость совершенствоваться в йоге или бродить в потемках еще по какому-то неизведанному пути? Есть традиционные Ислам, православие, иудаизм - три ветви авраамической традиции, опирающиеся на Священное Писание, их и необходимо придерживаться.

Суфийских школ пока в России нет. Возможно, со временем они и появятся. Еще раз хочу подчеркнуть, традиционный Ислам в России возрождается после долгих лет забвения, и в один миг все преобразиться не может. Необходимо время и прилежное усердие в духовно-нравственном возрождении общества и изучении богатого духовного наследия наших предков, ученых и богословов, внесших достойный вклад в осмысление основ Ислама и сунны пророка Мухаммада с.г.с., в установление добрососедских отношений, мира и согласия между народами и последователями традиционных конфессий нашей Отчизны.

- Много ли у вас учеников?

- В 90-е годы я непосредственно преподавал в Исламском институте, выступаю с лекциями перед студентами РИУ ЦДУМ России и его филиалов, принимаю участие на выпускных экзаменах. Многие хазраты, работающие сегодня в Региональных духовных управлениях мусульман и во многих регионах России, являются моими учениками. Это и председатель Совета муфтиев России Равиль-хазрат, и Гусман-хазрат, ректоры РИУ Ринат-хазрат Раев, Альбир-хазрат, Абдуль - Барий-хазрат и многие другие. Слава Всевышнему, на учеников не жалуюсь и молю Всевышнего Аллаha благословить их на праведное служение вере, народу и Отечеству нашему.

- Талгат-хазрат, а как все-таки провести грань между светской и религиозной жизнью? Когда можно говорить о том, что человек встал на путь истинной веры?

- Для мусульман нет границ между религиозной и светской жизнью, ибо «эта жизнь, как учит нас пророк Мухаммад с.г.с., является житницей вечного бытия». Поэтому правоверный человек, стараясь придерживаться пяти основ Ислама, в повседневной жизни, в своих делах и поступках стремится претворять в жизнь морально-нравственные нормы божественной веры. Одна из основных из них это: «Не навреди». Наши предки веками в своих взаимоотношениях с окружающим миром, соседями, соотечественниками, исходили из постулата: «Всех, кроме себя, считай святыми». И это помогало устанавливать добрые взаимоотношения, мир и согласие, что и есть основа веры.

journal-ufa.ru

rslt.ru


 


Поделитесь с друзьями