Приживется ли у нас система махаллей?

28 июля 2011 // Прочитано 271 раз
В середине июня в Казани в рамках форума « Национальная самобытность и религия » в Академии наук РТ прошла встреча, во время которой разговор шел о жизни мечети и махалли. В работе секции приняли участие более ста религиозных деятелей. Это мероприятие стало для них площадкой для обмена опытом и обсуждения волнующих их проблем.

Махалля — это наша история. В своем выступлении ректор РИУ Рафик Мухамметшин подчеркнул: «В целом, если обратиться к истории, система махалли образовалась у татар. Она была одной из самых эффективных систем. В условиях российской православной империи татары, как мусульмане, организовали свою систему жизни, удовлетворяющую их собственные интересы. Они содержали медресе, известные во всем тюркском мире. Махалля является институтом, организовавшим мусульман. Татары жили и не искали врагов среди своих соседей. В каких бы условиях не жили татары, они могли найти возможность для удовлетворения своих интересов».

Религиозный опыт, накопленный нами за последние 20 лет, своеобразен и богат, а связанные с этой темой вопросы — проблемы не одного дня. Выступления религиозных деятелей, принимавших участие в мероприятии, можно рассматривать как «опыт жизни современного махалли». Отдельно остановимся на некоторых из них.

Деревенские имамы по заграницам не ездят
Главного казыя Республики Татарстан Джалиль хазрата, который 22 года работает имамом в Балтасинском районе, все слушали с особым вниманием. Он считает, что махалля дана ему Аллахом, как судьба...

Шакирды не знают родного языка
Имам-мухтасиб города Бугульмы Рустам хазрат Хайруллин считает, что имам каждой махалли старается по-своему. Он думает, что обучая детей религии, в первую очередь надо обучить их татарскому языку. Он обратил внимание на два основных вопроса, с которыми на сегодняшний день сталкиваются имамы. Самый первый из них — знание родного языка, второй — проблема нехватки учеников...

Закрытые школы надо отдать мечети
Имам-мутасиб Заинского района Сагит хазрат обозначил проблему материального положения мечетей. Это — одна из самых нерешенных проблем в жизни махалли. Также он рассказал и о проблемных случаях, связанных с приезжими.

Татарские мечети заполняют другие народы
В отличие от Татарстана, в Московской области, в других регионах России татары составляют только 10 процентов от местных жителей. «Если хотя бы 10 процентов из них приходило в мечети, это было бы большим результатом», - считает имам-мухтасиб Московской области Рушан хазрат Габбасов.

Кто виноват и что делать?
«В России на протяжении многих веков актуальны два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» И мы тоже сейчас пришли к этим вопросам. Не знаем, как и что делать», - услышать такие слова от председателя Духовного управления Нижегородской области, где есть институт имени Фаизханова, издательства, десятки мечетей, лишь усиливает беспокойство за существование махалли в других регионах...

На что существуют мечети?
Имам мечети «Ак мэчет» Рустам хазрат, рассказывая о жизни махалли, также остановился на финансовой стороне проблемы. Также сказал и о вопросе мазхаба. «Финансы не играют никакой роли в распространении религии. Честно сказать, имамы, имеющие большие деньги, ничего не делают. Религию можно распространять только с чистой душой и без копейки», - сказал он, и как имам города поделился своим опытом...

 


Поделитесь с друзьями