Закир Шарипов: Ислам не бывает татарским или арабским

16 июня 2011 // Прочитано 762 раз
«В Омске число мусульман в среднем составляет около 200 тысяч человек. 50 тысяч из них - татары, остальные - казахи. Только 10-15 процентов людей, посещающих мечети, являются татарами. Поэтому мы читаем проповеди на русском языке», - говорит имам мечети «Хаер-Ихсан» города Омска Закир хазрат Шарипов, приехавший в Казань на форум религиозных деятелей.


В городе работает 7 мечетей, пять из них - казахские. В них, в отличие от остальных двух, службы ведутся на казахском языке. «У нас много казахов, это особенность Омска. В связи с этим преобладает казахский язык, культура. На этом фоне татары немного теряются. Если бы 70 процентов посетителей мечети составляли бы татары, конечно, я бы говорил по-татарски», - говорит имам. Но и тут вопрос, поняли бы татары проповедь на татарском языке? Как отмечает хазрат: «У нас раньше жили сибирские татары. После революции много татар переселилось из Казани, Уфы. Но большинство казанских татар, потеряв свой язык, культуру, стали казахами. Внешний вид, как у татар, а язык - казахский».

Имам похож на казаха, поэтому по его внешнему виду и не скажешь, что он - татарин. Только после того, как он переходит с русского языка на татарский, сомнения отпадают. По словам хазрата, он не знает литературного татарского языка, но все же читает татарские книги и рассказал о своем роде на татарском языке: «Наш род из Бухары. 600 лет назад мы приехали из Бухары в Сибирь и здесь распространяли ислам. До революции наши имена были не татарскими. Мои родители плохо говорили на татарском. Я же потихоньку говорю, учусь. Читаю книги на татарском языке, понимаю проповеди, но тяжело разговариваю на татарском».

Не будет преувеличением сказать, что татарский имам, владеющий арабским, казахским, узбекским, татарским, русским языками, не забывший 600-летнюю историю своего рода, на сегодняшний день продолжающий в русском городе путь своих предков — это уникальная личность. На первый форум религиозных деятелей он приехать не смог, потому что у него тогда родилась дочь. Участие же в этом форуме является для него большим событием.

Я поинтересовалась мнением хазрата по поводу основной темы форума - «Национальная самобытность и религия». «Новый муфтий, новые программы, новые пожелания... Возможны и некоторые недопонимания. Потому что на сегодняшний день есть такие противоречивые мнения о том, что нам нужен татарский ислам, традиционный ислам, ислам по-арабски нам не нужен». Традиционный ислам - это дружеское отношение православных и мусульман, когда мусульмане не стремятся к власти. Ислам не может быть татарским, казахским или русским. Ислам — он един. А вот национальные особенности могут быть, - считает имам. - Мы, татары, очень любим свой язык, культуру. Из арабских стран идет не только религия, но и арабская культура. Но мусульмане, которые живут в Сибири отличаются от живущих, например, в Сахаре. Они едят разные халяльные продукты, одеваются по-своему. Поэтому разные мнения были и будут».

Поделитесь с друзьями