Сабантуй — праздник с тысячелетней историей

28 мая 2011 // Прочитано 598 раз
Совсем скоро весь татарский народ - дедушки и бабушки, взрослые и дети наденут свои самые красивые наряды и пойдут на самый веселый и любимый татарский праздник - Сабантуй . Только этот праздник наиболее точно подчеркивает всю особенность и уникальность татарского народа .

Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» - плуг и «туй» - праздник. У всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались сев и жатва. Их начало и успешное завершение издавна отмечались празднествами.

Сабантуй раньше праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне). Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

История Сабантуя такая же древняя, как и история татарского народа. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая умерла в 1120 году в день Сабантуя.

Праздничное действие начиналось после символического ритуала: в деревянный плуг впрягалась лошадь и прокладывалась первая борозда. Кульминацией праздника был майдан – состязание в беге, прыжках, лазанию по столбу, национальной борьбе – курэш, и, конечно, конные скачки, – украшение татарского праздника. Вечером проходили молодежные гулянья с песнями и танцами, хороводами и веселыми играми, завязывались знакомства парней и девушек, намечались будущие брачные пары.

Еще один интересный факт: раньше Сабантуй длился не только день, а был растянут во времени. Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась «карга боткасы» — «грачиная каша» или «воронья каша».

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по домам собирать крашеные яйца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста — бавырсак и готовили конфеты.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый «сёрэн сугу» (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами.

На следующий день все жители деревни торопились к майдану, где проводились состязания. Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них.

Сабантуй был повсеместным, любимым народным праздником. Именно поэтому он не прерывает своего бытования и в современности. Только тяжелое время войны, на время приостанавливало его проведение. Но любовь к сабантую такова, что как только возвращалась мирная жизнь, народ снова собирался на свой праздник .

Если говорить про Сабантуи настоящего времени, то нужно заметить, что они проводятся совсем по-другому. Они сохранили лишь часть того наследия и обрядов, которые существовали в то время.

Также нужно заметить, что в 2002 году Мэрией Казани были поданы документы на официальное включение праздника Сабантуй в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.


Поделитесь с друзьями