Линар Якупов: с помощью сукук в Казани возведут крупный выставочный центр

19 мая 2011 // Прочитано 267 раз
В последнее время татарстанские бизнесмены повернулись лицом к исламскому миру, соответственно - производству халяль-продукции , участию на рынке мусульманских ценных бумаг и др. Но для многих, даже для простых людей, не разбирающихся в данных вопросах, исламский мир остается непонятным, загадочным. Предлагаем интервью с Линаром Якуповым о проекте по выпуску первых исламских облигаций - cукук в России , что тоже является интересным для большинства жителей в стране. Беседа с руководителем Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Татарстана была организована директором бюро России и стран СНГ Агентства Фран-Пресс Николем Малетич .

Малетич: Добрый день! Что значит суверенный cукук и зачем он нужен?

Якупов: Суверенные исламские облигации – Сукук, означают, что инициатором выпуска является государство или государственные структуры. Этот проект можно назвать бенчмаркингом. В декабре 2010 года в столице Малайзии г. Куала-Лумпур, был подписан договор о намерении между правительством РТ, и консорциумом зарубежных компаний подготовить первый пилотный выпуск исламских облигаций для Татарстана, в рамках действующего законодательства РФ.

Объекты, под которые может быть выпущен сукук, должны иметь определенные активы фактически равноценные стоимости самого сукук, но в данном проекте мы рассматриваем только земли и имущественный комплекс. Это могут быть любые здания сооружения, генерирующие финансовые потоки. Покупая сукук в определенной доле, держатель в соответствии со своей долей получает право частично владеть собственностью объекта.
И естественно, нам бы хотелось, чтобы сукук помог диверсифицировать экономику.

Малетич:
Под какие конкретно объекты запланирован выпуск сукук?

Якупов: Задуман грандиозный проект, строительство современного торгово-выставочного комплекса или Всемирного торгового центра, в соответствии со всеми мировыми стандартами. Это не значит, что появится очередной торгово-развлекательный центр, нет. В нем будет сочетание выставочных площадей, бизнес центров и центров досуга.

На сегодняшний день, остро назрела необходимость в появлении крупного торгово-выставочного центра. Тот единственный выставочный комплекс, который имеется в Казани - Казанская ярмарка, располагает всего 7000 кв.м площади. Этого уже не достаточно, не достает современной инфраструктуры.

Малетич: Т.е этот выпуск сукук будет потрачен именно на строительство этого центра?
Якупов: Сукук не будет полностью покрывать, всю необходимую сумму для строительства этого комплекса. Этот проект предполагается осуществить в частном государственном партнерстве, поэтому часть будет привлечена от иностранных прямых инвестиций, часть государства, российских инвесторов и т.д.

На протяжении последних 6 месяцев разработчики проводили исследования рынка, велись переговоры с потенциальными инвесторами и в результате получили хороший отклик и положительную обратную связь. Проявили заинтересованность и институциональные инвесторы, и многие исламские банки Ближнего Востока и Юго-восточной Азии, кроме того, есть интерес со стороны российских банков.

Малетич: А почему еще до сих пор этого нет? Ведь, как я понимаю уже несколько лет разные люди этим занимаются.

Якупов:
Это практически полное отсутствие специалистов в государственных и финансовых структурах, которые бы хорошо разбирались в теме исламских финансов. Поэтому задачей номер один я считаю образовательный процесс в сфере исламских финансов.

Однако ситуация начала меняться в лучшую сторону. Сегодня в крупнейших российских банках появляются специалисты, которые совсем неплохо разбираются в этой теме. К примеру, «Ак барс банк» уже взаимодействует с Малазийским исламским банком в этом направлении, у них налажен опыт обмена специалистами.

Малетич: Сегодня Лондон делает максимум усилий, чтобы стать центром исламских финансов, то почему Россия не должна этим заниматься? Исламские банки считают, что в России здесь условий нет.

Якупов:
Сегодня исламские банки пока в России работать не могут. Потому что законодательство не позволяет этому быть. Пионерами в этом направлении среди стран СНГ является Казахстан и Киргизия, обе страны законодательно утвердили функционирование исламских банков на своих территориях. В нашей экономике исламские банки не могут существовать. Но ведь мы, на сегодняшний день, развиваем другие направления, это создание в 2010 году Татарстанской международной инвестиционной компании. Она полностью нацелена инвестировать финансы в нашу экономику. Естественно, в рамках дозволенного Шариатом.

Малетич: Скажите, можно ли рассчитывать на потенциал населения России, исповедующего ислам?

Якупов: 20 млн. мусульман - по численности, это средняя страна. Привлекая вклады населения, мы получаем экономический эффект от исламского банкинга, сбережений и это серьезный повод чтобы наращивать инвестиционный потенциал самой России.

Сейчас сознательность по отношению к Исламу у людей растет и конечно возникают экономические и социальные вопросы - в исламе давать и брать деньги в рост запрещено и что такое халяльная продукция? Это два очень серьезных момента, которые возникают, когда человек делает шаги на пути к исламу.

По халяльной индустрии этот вопрос в Татарстане решается, есть производители Халяль, недавно была создана ассоциация Халяль-производителей, проводится торговая выставка-ярмарка KAZANHALAL - и у людей в принципе ест выбор, какую продукцию им брать.

Но по отношению к финансовым услугам такого выбора у них пока нет, или они должны идти против своей религии и вкладывать деньги в традиционные банки либо они должны держать свои деньги в руках. К сожалению, второй вариант более правдоподобный, и людей, кто придерживается ислама, и держит деньги в «чулке» все больше и больше. И задача любой страны эти «чулочные финансы» вытащить во благо экономики.

Малетич: А сколько денег в чулках?

Якупов: Любая бабушка, когда готовится к своему последнему дню, как минимум держит в руках 15 – 20 тыс. руб., практически нет такой семьи, которая не имеет «заначки» на черный день – и умножьте эти деньги на количество мусульман. А еще, на примере, никто не делает вклад на 100 долларов, ни кто 3 тыс. руб. в банк не несет. Несут больше. И в итоге мы получаем миллиардные обороты, нам просто нужно создать условия для того, чтобы они пришли в исламскую финансовую систему.

Малетич: Спасибо за ваш визит и деловую беседу!


Поделитесь с друзьями