Горловое пение: при простуде получается гораздо лучше

19 мая 2011 // Прочитано 854 раз
Горловое пение - особый вид исполнительского искусства. Оказывается, что не каждый народ способен к горловому пению. Жители Саян, Алтая, Тувы, а также монголы и живущие в европейской части России башкиры обладают такой способностью. Исполнитель издает сразу две ноты. Это самая главная особенность горлового пения.

 

В письменных источниках горловое пение впервые упоминается в середине 19 века. Понятно, что и в те годы подобная манера исполнения удивляла европейские народы.

Впечатления, рождающиеся от этого "бессловесного пения", трудно передать словами. Горловое пение называется ”кумайлер” или “хоомейлээр”  и представляет собой целую гамму гортанныж звуков. Исполнитель набирает полные легкие воздуха и "начиная с самой глубины, от почек идает кипящие гортанные звуки". Длительность и продолжительность этих звуков полностью зависит от умения исполнителя пользоваться возможностями своей диафрагмы. Иногда к певцу присоединяются звуки топшулурмы - музыкального инструмента с двумя струнами. Горловое пение может окончится внезапно, без тонического или ритмического финала. Поэтому эту череду магических звуков сложно назвать мелодией.

Мы уже сообщали, что в рамках X международного театрального фестиваля “Науруз” из Республики Тува вместе с Тувинским государственным драматическим театром состоятся выступления трио исполнителей горлового пения. В прошлом году на форум "Науруз" приезжал исполнитель горлового пения Ондар Конгар-Оол Борисович. В те дни он вместе со своим учеником Сам Аян-Оолом в Малом зале камаловского театра провел мастер-класс. Хотя Сам Аян–Оол не говорит по-татарски, а русским владеет не очень хорошо, он с удовольствием ответил на вопросы газеты Интертат.

- У нас в Туве традиции горлового пения передаются из поколения в поколение. В детстве я был на попечении бабушки и дедушки. У родителей же обычно нет времени. Бабушка хлопочет по хозяйству, целый день мы с дедушкой проводим вдвоем. Иногда дедушка запевал. Вот так, наверно, эта способность передалась мне...

Так начал свой рассказ музыкант Тувинского национального оркестра.

- Существует ли профессиональное обучение горловому пению?

- У нас в республике есть школа искусств. Я учился в этой школе и очень горжусь этим. Там учат теории. Но мой главный наставник Ондар Конгар-Оол Борисович. Он много сделал для подготовки своей смены, целого поколения учеников. С профессиональной точки зрения мы ему очень благодарны. У нас были способности к пению, он же научил нас поведению на сцене, общению со зрителями.

- Ваше исполнение связано с горлом, наверно, существуют какие-то ограничения?

- У нас нет такого: нельзя то, другое. При ангине или гриппе получается даже лучше. Мы можем петь и на холоде. Это нам не вредит. Мы же питаемся энергией Матери-Земли. Наше искусство тесно связано с землей, небом, водой.

- А женщины занимаются горловым пением?

- У нас работает ансамбль “Tuva куzу” ("Тувинская девушка"). Это первый и единственный женский ансамбль, которые представляет все стили горлового пения. Раньше гармоничное многотоновое исполнение было только мужским, женщинам оно запрещалось. “Tuva куzу” рискнул и представляет это древнее искусство в своем особом "женском" стиле.

- Казанские девушки обратили внимание не только на ваш голос, но и на ваши косы. Это такая мода или что?

- (улыбается) Я это заметил... У нас они называются "кежеге". Их носили наши предки. В них заложена целая философия. Они были предметом мужской гордости. В длинной косе концентрировалась мужская сила. В Туве очень многие музыканты ходят с такой прической.

- В Татарстане вы впервые?

- Да, у вас очень просторно. Равнины, холмы - природа очень красивая. Люди гостеприимны. А татарские девушки прекрасны.

- Какие впечатления вы увезете из Казани?

- Самые светлые и теплые чувства. Дома первым делом расскажу наставнику, что меня впечатлило здесь. Татары - очень музыкальный народ.

- Существует ли интерес к горловому пению в других странах?

- Конечно. В Америке, Европе интерес большой, некоторые даже сами пробуют исполнять. Если, немного постараются, то и татары освоят горловое пение. Я это заметил во время мастер-класса. Это зависит от желания и старания человека.

- Можно ли перевести на ноты то, что вы исполняете?

- Сложно, много обертонов и мелизмов. Я считаю, что в фольклоре вообще ноты не нужны.

- А диски вы выпускаете?

- В Туве диски с нашими песнями найти почти невозможно. Мы же в составе России. Какую бы продукцию не выпускали, она попадает в руки пиратов. Поэтому мы записываемся всегда за границей.

- Творческих успехов!


Поделитесь с друзьями