В Казани почтили память Гали Чокрый

01 апреля 2011 // Прочитано 467 раз
В центре «Иман» прошел вечер памяти, посвященный 185-летию со дня рождения поэта-суфиста, общественного деятеля, муллы Гали Чокрый. На вечере, организованном Валиуллой хазратом Якуповым, были представители духовенства и ученые, изучающие творчество Гали Чокрый, а также студенты. Памятный вечер начался с молитвы.

«Гали Чокрый — великая личность 19-го века. Обычно, его творчество делят на две группы: светские произведения и религиозные оригинальные произведения. Гали Чокрый способствовал сохранению большого наследия исламской культуры. Известно, что он 4 раза совершал хадж. А ведь тогда совершить хадж было намного труднее и хлопотнее, чем сейчас», - рассказал студент факультета татарской филологии ТГГПУ Нияз Сабирзянов.

Его речь продолжил доцент кафедры татарской литературы Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат филологических наук Ильхам Гумеров. Как известно, Ильхам Гумеров — один из ученых, глубоко изучающих творчество Гали Чокрый. «Гали Чокрый родился в селе Старый Чокыр Татышлинского района Башкортстана в семье муллы. Его настоящее имя — Мухамматгали Габдельсалих Киеков. А псевдоним Чокрый он взял из названия села. Вклад Чокрый в распространении ислама очень большой. В свое время он учился в различных медресе, потом открыл мечеть и с 1852 года выполнял обязанности муллы в своем селе», - рассказал Ильхам Гумеров.

По его словам, Гали Чокрый был человеком с передовыми взглядами, поэтому были и те, кто ему завидовал. Его даже сняли с должности муллы, но с помощью своих защитников он вновь начал работать муллой. Со своей супругой по имени Марфуга они воспитали 5 сыновей и 3 дочери. Все его дети интересовались историей, особенно образован и умен был его сын Гарифулла.

При жизни Чокрый было издано 11 его книг. Среди них «Дәрри Гали», «Шәмг әз-зыя», «Нәсим әс-саба», «Замме назыйр», а также книги религиозного содержания. Восхваляя Казань, он пишет оду под названием «Мәдхе Казан». «В его творчестве есть произведения, посвященные не только восхвалению. Скажем, он критикует Аксака Тимера. Он называет его человеком, препятствующим развитию мусульманского мира. В то же время находятся и те, кто защищает Аксака Тимера. Чокрый также хвалит шаехов Болгар, обращает внимание на искусство вышивания. Он внес большой вклад не только в поэзию, но и в прозу. В одном своем произведении он пишет о своем хадже, в особенно восторженных местах переходя на стихи. В этом произведении показывается и отношение поэта к России. Конечно, положительное. Он пишет: «Россия — наша общая Родина»», - рассказал И.Гумеров.

«К сожалению, о Гали Чокрый знают очень немногие. Информацию о его жизни и творчестве необходимо довести до людей. О том, что у поэта есть сильные произведения с глубоким содержанием, знают даже не все религиозные деятели и литераторы. А ведь он радел за развитие ислама, возвышение мусульман, обучал шакирдов и готовил молодых мулл. Имя Гали Чокрый, несомненно, надо сделать известным и в этом направлении мы будем работать и в дальнейшем», - сказал Валиулла хазрат Якупов.

Так как Гали Чокрый родился в Башкортстане, было много споров по поводу его национальности. По мнению историка Наиля Гарипова, практически все жители Татышлинского района Башкортстана были татарами, поэтому Гали Чокрый тоже татарин. «Башкиры считают его башкиром, а вот татары говорят татарин-башкир. Как бы там ни было, Гали Чокрый — человек, внесший большой вклад в развитие татарской и башкирской литератур», - сказал Ильхам Гумеров.

На вечере памяти прозвучало предложение провести 190-летие Гали Чокрый на его родине. В этом году собираются отметить День официального принятия Ислама. Во время празднеств было предложено уделить внимание творчеству Чокрый, особенно произведениям, посвященным Болгару.


Поделитесь с друзьями