Байталлы, кто тебя сглазил?

28 марта 2011 // Прочитано 364 раз
Проблемы национального образования, сохранения родного языка волнуют каждого татарина, неравнодушного к судьбе своего народа. Именно этой теме был посвящен материал от 19 марта в газете "Кызыл таң", выходящей в Уфе на татарском языке. Думаем, что читателям Intertat он будет также интересен.

 

Январские, февральские морозы этого года заставили повесить замки на двери школ, но еще сильнее подействовало на общественность России и заставило впасть в уныние известие о том, что Андрей Фурсенко собирается сделать неожиданный год в области реформ образования. Оказывается, министр образования готовит новые стандарты для 10-11 классов. Под предлогом оптимизации закрыл сколько школ! Под вывеской единых государственных экзаменов лишил ВУЗы права принимать абитуриентов по предусмотренных в этих учебных заведениях правилам приема. Теперь дошла очередь и до школ, в которых министр собирается, проникнув в область знаний, предметов, все взбаламутить? Поистине, нет предела неуемной фантазии к обновлению, к изменениям в этом либерал-демократе.

Одному Богу известно, какие результаты дадут реформы Фурсенко по экономии бюджетных денег по повышению качества образования, совершенствованию воспитания умной и образованной молодежи и специалистов, но то, что это серьезный удар по корням национального образования, - это факт. Скажем, по словам начальника отдела национального и регионального сотрудничества министерство образования Башкортостана Раисы Кузбековой, в нашей стране созданы все условия для обучения родным языкам. Только, по ее мнению, трагедия в том: "родители не отдают своих детей в татарские классы". В результате количество детей, изучающих родной язык, с каждым днем сокращается.

Взваливать всю беду на плечи родителей-манкуртов - не дежурное ли это оправдание? Самое обидное - это государственный подход. Наблюдение со стороны. Как педагог, который провел студенческую практику в татарских классах Уфы, я хорошо знаю, как обстоят дела в области образования. Хотя, учитель 65-й гимназии Флюза Самигуллина этот вопрос смело, хорошо просветила на страницах печати. Выполняя требование "в одном классе количество детей не должно быть меньше двадцати пяти", "мы вынуждены принять детей, не очень хорошо знающих татарский язык, даже детей других национальностей+Оптимизация оказывает отрицательное влияние".

Нам остается задать риторический вопрос: "какой родитель по собственному желанию отдаст своего ребенка в такой класс, у которого может пойти слава "класс невежд"? Я думаю, утешать себя мыслью, что в школах города ведется обучение татарскому языку, пока эти школы в руках бюрократии от образования, - это самообман.

Но все же не будем терять надежды. В селах и городах есть сотни школ. Как обстоит преподавание татарского языка и литературы в этих школах? Как сказывается реформы Фурсенко в судьбах предметов, школ, как могут отразиться в будущем? Желая пробудить в душе светлые чувства, направился в Кушнаренковский район. Как Кырлай для Тукая, близки для сердца эти места. К примеру, врезалась в память прошедшая в 2006 году в Кушнаренковском районе научно-практическая конференция "Современные методы в обучении татарскому языку и литературе" под руководством заместителя министра образования РБ Артура Шайхетдиновича Сурина. Как и мои коллеги, приехавшие со всех концов Республики, я восхищался успехами Байталлинской средней школы. Своими впечатлениями я поделился в газете "Кызыл тан" от 18 декабря 2006 года. Я там писал: " Руководствуясь идеей "Ребенок - это нераскрытый бутон", школа с татарским языком, с татарским духом в каждом своем ученике воспитывает активную личность, пробуждает в нем уверенность в будущее, дает ему специальность". В общем, мои размышления о том, что " родной язык, дух родной литературы украшают страну" наполнены радостью, что в национальной политике  "сделан большой шаг в нужном направлении, подули благодатные ветры".

Двухэтажная привлекательная Байталлинская школа, во дворе армия молодых деревьев, как и прежде, встретила по-зимнему, укутавшись в пушистый снег. Поздоровался и, воспользовавшись тем, что у учительницы татарского языка и литературы Рамзии Ханафиной был свободный урок, поспешил начать беседу.

- Рамзия Лотфулловна, основная причина моего визита - беседа о подготовке к реформе Андрея Фурсенко. Наверно, обратили внимание,  в новом проекте закона об образовании  у  ученика есть права самому выбрать школу. Если не понравится, ученик может перейти в другую школу

По лицу учителя пробежала легкая улыбка.

- При изучении жизни писателей обращаем внимание. В татарских мэдрэсе с давних времен был  обычай.  Обучающиеся в зависимости от разнообразия преподаваемых предметов и от особенностей методов обучения сами выбирали мэдресе. Обучающиеся сам выбирал и преподавателя. Фурсенко этим нас не может напугать.

- Рамзия Лотфулловна, современный ученик, уходя из школы, уносит с собой и предназначенные ему бюджетные деньги. Если будет дано право выбора школы с татарским языком обучения смогут ли удержать в руках нужный контингент? Вот где опасность реформы.

И к этой задаче Ханафина быстро находит решение. Она говорит, что если национальная школа не хочет поставить под удар свою судьбу, кроме четкой организации знаний, умений и навыков в учебной деятельности, школа  должна постоянно поддерживать связь с родителями. Вот к 23 февраля совместно с родителями был проведен вечер "А ну-ка, парни!" К женскому дню был проведен также совместный праздник. Стало привычным проведение мероприятий с привлечением родителей "Предметные недели", "Семейные вечера". Действительно, что может угрожать сельской школе, если она пуповиной вросла в души людей, в их язык, дух? Школа дает людям социально-экономическую крепость, просвещение, свет.

Вот такой непринужденной беседе присоединились и другие учителя. Круг общения стал шире:

- Фурсенко профильное обучение собирается узаконить в основном в старших классах. А что намечено в раскрытии индивидуальных особенностей учащихся 5-9 классов - пока не ясно. А вы, уважаемые учителя, как собираетесь восполнить эту пустоту.

Особое внимание привлек опыт работы учителя пения-музыки Рузили Ахметзяновой. В Байталлинской школе достигнуты хорошие успехи в привлечении учащихся к искусству, в развитии способностей к пению, выразительному чтению, игре на гармони. Участвуя на районном фестивале "Весенние капели", подростки занимают призовые места. А более талантливые ребята проходят даже в республиканские конкурсы. Театрализованное представление "Красные яблоки" в честь 65 летия Великой победы с участием десяти учеников показывает, насколько высок в школе авторитет музыкального искусства. Рузиля Ахметзянова говорит, что всех радуют успехи Миляуши Ахметзяновой, Ильмира Арсланова, Ильдара Ахметзянова, Ильсояр Арслановой, Луизы Гиндуллины, которые влюблены в песню, в слово.

Эта деятельность достойна похвалы. Потому что слово "школа" в древнегреческом языке означает "свободное время". Как говорили философ Сократ, наш великий просветитель Риза Фахретдинов, в школе должно быть много радости. А ведь по статистике в стране 70% учащихся считают школу опасным местом и они готовы отказаться от посещения школы.

Наконец, появляется возможность подойти поближе к особо интересующему мня вопросу о старших классах.

-А как вы относитесь к учебному стандарту Фурсенко в 10-11 классах? С чего намериваетесь начать работу?

В комнате установилась тишина. Обычно аудитория умолкает, если задать трудный, неудобный вопрос.  Студенты, чтобы не встретиться глазами, обычно опускали головы. Наконец Рузиля промолвила:

- Знаете, нас ведь сглазили, абый Дела идут все к худшему. Старшеклассников разогнали. Байталлы - филиал Старокурмашевской школы, теперь у нас девятилетка. Нет прежнего количества учащихся, нет и прежнего коллектива. Все развалилось, разрушилось. Живем в страхе, незнаем, что будет с нами завтра.

Как в страшном триллере. Еще 3-4 года назад знаменитая своими достижениями в области образования по всей республике, обладатель гранта Президента России, Байталлинская школа сегодня переживает трагедию.

Все началось с марта 2006 года, когда директор школы Кутдусов Ильфир Раисович с группой учащихся принял участие в фестивале искусств В Татарстане, где оо дал интервью корреспонденту телевидения. Ильфир Раисович ни унижает, не обижает, и не собирается угрожать, он только высказывает личные соображения по вопросам преподавания языков в школах Башкортостана. Хоть мы и кричим, что у нас демократия, оказывается нет, надо прикусить язык!  (Тик татар акылы төштән соң).   Только задним умом крепки мы+ И в результате 28 марта 2007 года руководство Кушнаренковского района директора, отважившегося " не прикусить язык",  "без объяснения причин" (ст.278. ч.2 Трудового кодекса) уволила от работы.

Однако согласно Конституции России, нельзя за высказывание личного мнения привлекать к наказанию. Примерно через год Кушнаренковский районный суд оправдывает ни в чем не повинного Ильфира Раисовича, дает право приступить к обязанностям директора школы. Но из-за бесчинств начальства Ильфир Раисович не может работать в родной школе ни директором, ни завучем, ни даже учителем. В Байталлинскую школу Кушнаренковского района откуда-то со стороны приводят некую Г.Фаизову. Не укладывается в голове, несмотря на то, что коллектив школы, выразив недоверие, отвергает кандидатуру этой дамы и   коллектив на суде защищает свое право, а Фаизова  несмотря на это еще два раза назначается директорм  Байталлинской школы. Коллектив еще два раза отвергает ее и на суде защищает свои права и добивается законности. Это же поистине дуэль между коллективом школы и чиновниками: неужели в министерстве образования РБ, сохраняя равнодушие к официальным бумагам, в течении двух с половины лет не видели этого, не захотели поставить точку? После этого остается только удивляться размахиваниям саблями над Байталлинской школой!  4 октября 2007 года по решению бывшего судьи Кушнаренковского района А.Хазиева  Кутдусов И.Р.был арестован и оказывается в тюрьме! (В дальнейшем Хазиев А. был уволен с должности судьи.) Средняя школа становится филиалом. Хозяйство приходит в полный упадок, пчеловодство, овощеводство постигает та же участь. Учителя, которые не хотят принять новоиспеченного директора, подвергаются преследованиям. Только с какой целью все это делается? Ответ, конечно, прост, как сказала учительница Ахметзянова, не сглазили, а на Байталлинскую школу упали проклятия, кнут чиновников разных мастей. Не надо увлекаться демократией. Как мы хотим, так и будет крутиться этот мир!

В неровной схватке между мстительными, коварными властелинами и педагогами Байталлинской школы есть и источник света, дающий душе лучики надежды. Оказывается, мир суда состоит не только из судей, готовых выполнять любую подлость, которая исходит "свыше". Почувствовав на себе несправедливость , директор и коллектив Байталлинской школы, не растерявшись, обращаются во все  судебные инстанции и с помощью Фемиды побеждают. Суды выносят вердикт, что заключение Кутдусова И.Р. было ошибочным и Дюртюллинский районный суд полностью оправдывает осужденного, с правом реабилитации.

Такой счастливый поворот в судьбе преследуемого человека пробуждает веру в жизнь, справедливость. Но есть над чем подумать. Кто ответит за подорванное здоровье, душевные переживания несправедливо посаженного за решетку человека и за разрушенную школу? Это ведь прежде всего посрамление просвещения. Учитель - обладатель знаний, морали, приличия+и заключен в тюрьму. А свора чиновников в целях отмщения разрушила целую школу+Не пришло ли время попристальнее вглядываться в лицо, сущность чиновников от образования, не пожелавших защитить и сохранить своих коллег? Невозможно не увидеть в первую очередь их вину в разрушении Байталлинской школы. Будет ли справедливым ссылаться на холодные сибирские ветры в стране, когда речь идет о сокращении в республике школ с обучением татарского языка и литературы. Почему до сих пор не прекращаются жалобы на то, что родному языку обучают неподготовленные люди? Почему в республике не привились навыки привлечения ученых, доцентов, профессоров при инспекции состояния обучения татарскому языку и литературе? Короче, если с таким множеством "почему" не будет анализирована деятельность Министерства образования и науки, трудно представить будущее преподавания татарского языка и литературы во многих школах Башкортостана.

Наверняка, будет несправедливо, если в своей статье не скажу несколько слов о размышлениях о будущем, помыслах Ильфира Кутдусова, человека с израненной судьбой. Увидев перед собой стройного, довольно симпатичного человека, поздоровавшись с ним, не смог не задать вопроса:

- Как выдержали годы преследования, указания на вас пальцем, тюремные мытарства? И вот еще что удивляет, будучи учителем высшей категории по истории и обществознанию, отличником просвещения РФ, заслуженным учителем РБ, будучи особым кадром, закончивший Башкирскую академию государственной службы и управления при Президенте РБ, как вы, махнув на все рукой, не покинули республику? Даже не было бы ничего постыдного в том, если бы, получив статус "политического беженца", выехали бы за границу. Высказанные варианты были бы более выигрышные, нежели, согласившись на копейки, работать простым учителем в Байталлах?

Ильфир Раисович, оказывается, умеет красиво улыбаться:

- Да вы совершенно правы. Слава богу, душа не отлетела... А то, когда я сидел в тюрьме, слышал о нескольких ответственных работниках нашего района, которые, поссорившись с администрацией, наложили на себя руки. Как видите, и на дне жизни не оказался, и в Англию не уехал, хотя были и такие призывы Если все мы начнем бросать родные корни, на кого оставим этот мир? Я всегда жил и живу с надеждой на будущее. А прошлое будет уроком для будущего.

Надежды Кутдусова на будущее переплетены с основной задачей - реабилитировать Байталлинскую школу, то есть вернуть статус средней школы и сплотить творческий коллектив. И на самом деле, есть все основания думать, что Байталлинская школа, имеющая материально-техническую базу. Учительские кадры, может стать очагом, могущим дать прочные знания для учащихся старших классов из близлежащих сел Расмекеево, Новый курмаш, Бакаево. Здесь работают сильные педагоги, учителя высшей категории отличники образования РБ Зульфия Валитова, Фаниль Ямалетдинов, Рамзия Ханафина, Залия Хабибуллина и др. Мужчина, сливший свою судьбу с судьбой страны, желая видеть школы в прежнем обличии, достоин возвеличения. Конечно, восстановление Байталлинской школы, в первую очередь,  опирается на желание народа и на инициативу  районного руководства+ Воспитание подрастающего поколения образованным и морально устойчивым должно быть свободным  от потайной политики, мести, интриг. Люди села Байталлы, вкусившие горькие плоды под названием демократия, должны испытать ее настоящий вкус. Без чувство справедливости учитель  не может быть настоящим педагогом.

Из Байталлов я уехал с одной мыслью. Прежде чем, все разрушая вокруг, приступить к реформам в образовании, нам необходимо дорожить учителем, сельской интеллигенцией! А англо-саксонские стандарты, которые Фурсенко намерен ввести в сельские школы, как говорил уважаемый учитель Байталлинской школы Фаниль Ямалетдинов, дело человека, который никогда в глаза не видел сельскую школу. Если последуем за этим министром, то мы потеряем и национальное просвещение, и культуру, и в конечном итоге село, которое и так еле дышит.

Сагидулла Хафизов, кандидат филологических наук, доцент

Перевод с сайта openufa.com


Поделитесь с друзьями