В Казани созданы все условия для обучения на татарском языке

20 февраля 2011 // Прочитано 1135 раз
Когда мы договаривались о встрече я сказала примерно такую фразу: «Хотя мы привыкли с разных трибун говорить о том, что Казань — это столица всех татар, татарский центр, тем не менее город больше «русский». Об этом говорит статистика: нетатарское население составляет абсолютное большинство, да и живущие здесь татары мало используют свой родной язык, теряют связь со своей культурой... Вахитовский — это центральный район Казани, хотелось бы узнать, как обстоят дела с национальным образованием...» Минзалия Загриевна Закирова, начальник управления образования по Вахитовскому району Казани мягко меня поправила: «Может быть, правильнее будет сказать «обрусевший»?»

И встречу мы начали вспомнив этот наш мини-диалог.

- В последние годы в Казани открылось немало татарских школ, мы все с гордостью говорим, что на сегодняшний день в Казани 40 татарских школ. Это то, что видно нам «со стороны». Вы работаете «внутри». Как бы Вы оценили работу системы национального образования?

- Национальное образование тесно связано с политикой города, республики по этому вопросу. Как мы знаем, в советское время в Казани оставалась одна-единственная татарская школа. Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев поставил задачу и создал все условия для возрождения татарских школ, увеличения их числа. А такие замечательные представители нашего народа, прекрасно образованные, с передовыми взглядами педагоги как Марат Лотфуллин, Фирая Шайхиева, приложили немало сил, времени для увеличения числа татарских школ, повышения качества образования в них.

Для последовательного развития нашего народа очень важно проводить тщательный отбор руководителей татарских учебных и детских дошкольных учереждений.  Он должен отличаться высокой культурой, быть прекрасно образованным, иметь передовые взгляды, свободно владеть двумя языками, а в современных условиях можно настаивать и на трех языках, включая английский. Среди представителей нашего народа таких умных и интеллигентных педагогов очень много, их надо выявлять, поддерживать. У нас эта работа налажена. Мы наблюдаем за молодым учителем с момента его прихода на работу, через пару лет начинаем активно привлекать к различным учительским конкурсам, хорошо зарекомендовавших себя через три-четыре года назначаем в другие школы заместителями директоров.

Если мы будем рекомендовать самых передовых, с лидерскими качествами педагогов на руководящие посты, мы всегда будем гордиться и татарскими школами и татарскими детскими садами.

А в обычных общеобразовательных школах и детсадах вопрос интереса к изучению татарского языка напрямую связан с отношением к работе учителей и воспитателей. Если они заинтересованы в результатах своей работы, любят язык, применяют самые лучшие литературные образцы на уроках, дети очень быстро откликаются. У таких учителей дети не татары по национальности начинают даже стихи писать на татарском.

Когда я отвечала за национальное образование в районе, мы на все конкурсы приглашали детей, изучающих татарский в так называемых «русских» группах. Как известно, обучение татарскому языку в обычных школах идет при разделении на «татарские» и «русские» группы. Для учеников вот этих самых «русских» групп создавались специальные номинации. Понятно, что знания учеников «русских» групп по татарскому языку гораздо ниже, чем у «татарских» групп. Но участвуя и побеждая в конкурсах среди таких же, как он сам, получая похвалу за усердие, ребенок получает дополнительный стимул к изучению языка.

С другой стороны, неоценимую помощь в изучении татарского языка могут оказать семьи. Для этого надо активно привлекать детей к публичным выступлениям. Дети любят выступать со сцены, особенно малыши, и для этого они готовы выучить что угодно. Человеку, а ребенку тем более, приятно, когда его хвалят, а родители воспринимают своего ребенка как самого умного и красивого. Вот и пусть мама с зала аплодирует сыночку или дочке, в следующий раз они будут готовиться с еще большим старанием. 

И на уроке надо больше изучать слов, чаще встречающихся в повседневной жизни. Мы же «мучаем» детей грамматикой. Но, к сожалению, письмо не дает того же эффекта как разговорная речь, выступления со сцены м литературными произведениями. Мы не можем отказаться от грамматики, заложенной в методику, но должны сокращать ее объемы. На первое место при изучении татарского языка русскоговорящими детьми я бы поставила разговорную речь и публичные выступления. 

- Если можно, перейдем к числам. К нашему разговору присоединилась Ваш заместитель по вопросам национального образования Алсу Самигулловна Шарипова. Она принесла специальную таблицу. Итак, сколько же татарских школ в Вахитовском районе?

- Их четыре: 1-я, 12-я, 27-я татарские гимназии, 80-я татарско-русская школа, а в 116-м лицее (там же учится и моя дочь), 98-й татаро-русской школе, 13-й школе есть татарские классы. В школах района учится около 12 тысяч детей, точнее 11935, из них  1248 – в татарских школах (68 классов), 346 – в татарских классах (17 классов), 1594 – в классах, где внеклассная работа ведется на татарском языке (85 классов).

- Вахитовский район никогда не отличало «татарство», здесь никогда руководителем районной системы образования не работал татарин. Вы — первая. Даже когда в других частях города стали открываться татарские детские сады, в Вахитовском районе их долго вообще не было. Как складывается ситуация сейчас?

- Сейчас такие детские сады есть. В них вся воспитательная работа ведется на татарском языке, кроме того, еда для детей готовится согласно мусульманским канонам. Это 6 детских садов: 273-й, 24-й, 136-й, 188-й, 209-й, 45-й. Руководители этих детских дошкольных учреждений прекрасно понимают требования родителей, и работа ведется без проблем. Как известно, очень многое зависит от руководителя. А если и отношения с родителями выстроены, язык сохраняется, прививается национальная культура. В эти детские сады ходит более тысячи детей. Ведется рабта по открытию татарских групп и в других детских садах. Если есть воспитатель, способный вести такую работу, стараемся помочь в открытии татарской группы. Существует специальная городская программа. В начале каждого учебного года мы отчитываемся по ее выполнению. В нашем районе система национального образования должна стать еще сильнее и лучше. Здесь требуется взвешенный и осторожный подход: опасно как недоделать, так и перестараться, каждый шаг  должен быть продуман.

- Как-то я услышала, что татарские школы отличаются порядком и дисциплиной, их ученики никогда не фигурируют ни в каких криминальных показателях несовершенолетних. Соответствует ли это действительности? Если — да, как бы Вы это объяснили?

- Это напрямую связано с качеством воспитательной работы. Каждый год управления образования отчитываются по показателям преступности среди несовершенолетних. И мы видим: ученики татарских школ не состоят на учете в милиции, или еще где-нибудь. Они не замечены ни распитии спиртных напитков, их не ловят на массовых праздниках с пивом. А ученики школы по соседству этим занимаются.  И сказанное Вами — это вывод специалистов по циярам статистики. Все эти показатели собираются у нас. Руководитель городского управления образования Ильсур Гараевич Хадиуллин говорит об этом в каждом отчете и оценивает воспитательную работу татарских школ достаточно высоко. Татарские семьи тоже бывают разные, и разные дети приходят в школы, но если в татарской семье главенствует традиционное воспитание, то детям ставятся достаточно жесткие требования, дети там более послушные, с большим уважением относятся к мнению родителей. Может быть , кое-что можно объяснить этим. То есть этот феномен существует. Ученики татарских школ более дисциплинированы и отличаются скромным поведением.

- Возможно, что такой статистики не ведется, но было бы интересно узнать, каков социальный состав семей, чьи дети учатся в татарских школах?

- В основном дети интеллигенции. Хочу подчеркнуть вот какой момент. Хорошим поведением отличаются и ученики различных нетатарских инновационных школ. Феномен татарских школ можно было бы объяснить и тем, что татарские школы были открыты как инновационные. Дети прошли определенный отбор, их развитие и способности должны позволять  им усложненную учебную программу. Я хочу сказать, что на каком бы языке не велось преподавание и воспитание, если семья благополучная, то и дети непроблемные. Различные криминальные показатели в школах связаны не с языком, а с семьей.

- Мы начали говорить о семье, хотелось бы узнать ваше отношение к теме нашего разговора не как руоководителя, а как обычной мамы...

- Это самый приятный для меня вопрос. Самое большое счастье, данное нам природой — сачтье материнства, каждая мама гордится своим ребенком. Но будучи руководителем ощущаешь и огромную ответственность. Когда контролируешь чужого ребенка, оцениваешь его знания, учишь его: «Надо делать так, или эдак...» Но чтобы иметь такое моральное право, ты стремишься к тому, чтобы твой ребенок был «на высоте». Руководитель должен быть в каой-то мере эталоном. Мы люди публичные, все у нас на виду: наш быт, отношения в семье, поведение...

Нашей дочке Алии пока только 8 лет, она ученица второго класса, но она активно участвует в школьных мероприятиях. Она не смущается публичных выступлений, хорошо поет по-татарски, рассказывает татарские стихи. Впервые на сцену она вышла в четыре года. Вместе со своей русской подругой Владой она выступала со сцены национально-культурного центра «Казань». Они родились в одно время, с 2 х лет начали вместе ходить в один детский сад. Мало того, родители Влады отдали ее вместе с Алией в татарскую группу, чтобы дочка с юного возраста начала усваивать татарский язык. И маленькая Влада прекрасно говорит по-татарски, при условии, что ни папа, ни мама, по-татарски не говорят совсем. А наша Алия до трех лет не знала ни единого слова по-русски, в семье мы специально говорили только по-татарски. И вот к этому первому выступлению мы с Алией выучили стихотворение на русском, а с Владой на татарском языке. Вот с этого возраста мы готовим разные номера, чтобы дочка могла выступать перед любой аудиторией. Для развития ребенка важно не только школьное образование, но и эстетическое его развитие, ему полезно вести активный творческий образ жизни. 

- Нашу замечательную беседу я хотела бы завершить вот каким вопросом. Если татарская семья захочет дать своему ребенку полноценное национальное воспитание и образование, чтобы он вырос татарской культурной среде, есть ли в Казани для этого условия? Конституция Татарстана это гарантирует, и все зависит только от желания?

- Конечно, все условия созданы. Лет двадцать назад, эти возможности были ограничены, сегодня каждая татарская семья имеет возможность воспитывать своего ребенка в татарской среде. И в будущем, уже после окончания школы для молодого человека созданы условия для развития в сфере национальной культуры.

- Спасибо за беседу.


Поделитесь с друзьями