Казанская узорная кожа: славная судьба татарского ичига

18 февраля 2011 // Прочитано 420 раз
Читать с начала Спрос на мягкие, добротные и нарядные ичиги был столь высок, что в одной Казани в конце XIX -начале XX в, их производилось до трех миллионов пар в год. Именно тогда традиционное ремесло приобрело характер местной промышленности, которую представляли до десятка крупных торговых домов, занимавшихся производством и сбытом «азиатской обуви». Выкроенные из кожи заготовки разных видов сапог расшивали на дому женщины, а сапожные операции выполняли мужчины-ичижники. Уже в первой половине XIX в. здесь выделяются своим размахом фабрики купцов-промышленников Абдуллина и Файзуллина, «где в большом количестве вышиваются шелком и золотом так называемые ичиги, или ботинки», причем «этою раб


Разнообразие видов «азиатской» обуви, производимой в Казани, впечатляет. Здесь были «ташкентские» мужские вытяжные ичиги черного цвета - бараньи и козловые. Своеобразие кроя вытяжных мужских ичигов состоит в том, что они шились из единого куска юфти темного цвета с двумя подкройными деталями: фигурным задником из среднеазиатской зеленой шагрени и отворотом коричневого или красного цвета, который пришивался к полукруглому срезу голенища. На ноге такой ичиг слегка присбаривался спереди, поскольку носовая часть не была отрезной и обувь в этом месте не облегала ногу плотно. Этот старинный тип обуви, дошедший до нас без существенных изменений, имеет тысячелетнюю историю. На Среднем и Переднем Востоке он носился на протяжении всего средневековья - мягкие сапожки с пяточкой из цветной кожи мы встречаем на великом множестве миниатюр.

Вытяжные ичиги были безузорными. От них по крою отличались ичиги с союзкой. Сапожки различались также по качеству кожи, по используемой вышивальной нити и заполняемости орнаментом: «полуузорник, вышитый бумагой» (т. е. хлопчатобумажными нитями) и «полуузорник, вышитый шелком» или «золотом», а также ичиги «полного узора, вышитые бумагой... или шелком».

Характерный ичиг «полного узора» - сапог с высоким голенищем, заполненным орнаментом, и орнаментальной пришивной каймой. По обе стороны голенища, почти всегда прямого, без расширения кверху, симметрично организованы узоры, расположенные так, чтобы оставалось как можно меньше фона. Что касается каймы, то и здесь фантазия ичижника-закройщика была неистощима. Многоузорное голенище почти всегда завершается каймой, пришитой «казанским» швом. Есть кайма-отворот, которая наследует у древних воинских сапог форму полукруглого или треугольного выступа, закрывавшего колено. В других, более редких, экземплярах кайма составлена из двух, а то и трех орнаментированных полос.

«Полуузорные» ичиги были рассчитаны на менее состоятельного покупателя. Голенище таких сапожек украшено мозаикой лишь на половину высоты. Верх обычно не оформлялся узорной врезной каймой, а имел полукруглое завершение впереди.

 

Продолжение


Поделитесь с друзьями