"Свой-чужой": как объяснить и найти правильные слова?

01 февраля 2011 // Прочитано 366 раз
Ребенок дорос до того возраста, когда надо рассказывать, что общаться с чужими людьми нельзя. По современным представлениям, ребенок не должен общаться с незнакомыми людьми, чтобы обезопасить его. Какими словами объяснить, чтобы излишне не напугать, но и чтобы он понял, что это серьезно и не всегда безопасно.


Как найти правильные слова?
Предлагаем вам следующую методику.

Спросите у своего ребенка, кто такой незнакомый человек.

Зачем? 

Обычно около половины детей (установлено из письменных опросов) отвечают, что это высокий мужчина (добавления: в длинном плаще, в черной куртке, четном пальто, в темных очках и т.п.), ведущий себя подозрительно (озирающийся, курящий, пьющий пиво из банки и т.п.). Около четверти опрошенных отмечают, что это может быть «человек, который только притворяется добреньким» (т.е. опять-таки подразумевается, прежде всего, мужчина). Есть и те, кто дает вполне четкое определение: «Незнакомый человек – тот, кого мы не знаем. Может вести себя по-разному, быть и добреньким, и злым». 

Из опыта 

Представляется наиболее полным такое определение: 
«Незнакомый человек – человек (женщина, мужчина, старичок, старушка, студент, студентка, мальчик, девочка), которого не знает ребенок или (и) не знают его родители». 

Спросите у ребенка, каких людей на улице больше – хороших или плохих?

Зачем? 

По ответу вы сможете примерно определить, как ребенок относится к окружающему миру взрослых. Если он говорит, что больше хороших, значит, он верит в то, что ему смогут помочь окружающие люди, если возникнет в этом необходимость. Если говорит, что плохих людей больше, это – тревожный сигнал. Есть вероятность того, что в случае опасности ребенок не станет обращаться за помощью к окружающим, считая это бесполезным. 

Спросите у ребенка, прилично ли громко кричать на улице? Закричит ли он (она), если посчитает себя в опасности (например, увидит, как приближается незнакомая собака)? 

Зачем?

По ответу можно понять, владеет ли ребенок наилучшим для него средством самообороны – громким криком. Если ребенок считает, что кричать – стыдно, неприлично, позорно, то можно предположить, что даже в случае реальной опасности (а собака, кстати, может быть весьма реальной) ребенок не закричит, чем поставит себя в уязвимое положение.

Из опыта

Спросите ребенка, кричал ли он (она) когда-нибудь на улице, и какие чувства при этом испытывал(а). Что ребенок думает по поводу чемпионов мира по каратэ, которые кричат во время тренировок и поединков так, что уши в трубочку сворачиваются? А по поводу солдат, бегущих в атаку и кричащих: «Ура»!!? Убедите ребенка, что кричать – это круто, стильно. Так делают только подготовленные умные ребята, которые понимают, что одним криком могут полностью обезопасить себя. 

Попросите ребенка убежать от Вас. Догоняйте его. Смотрите, как он бежит.

Зачем? 

Если ребенок бежит медленно, не успевает оглядываться, не умеет петлять, Вы его быстро догоните. Как же он сможет спастись бегством в случае опасности?? Спросите ребенка: «Конечно, это маловероятно, но все-таки, что нужно кричать мальчику (или девочке), если его (или ее) схватит за руку и потащит за собой незнакомый человек»? 

Зачем? 

Поскольку ребенок должен показать окружающим, что человек, который его тащит – не его родственник или знакомый, специалисты по детской безопасности советуют кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!» Если людей других вокруг не видно, нужно сначала крикнуть: «Пожар!» В этом случае кто-нибудь выглянет и увидит сопротивляющегося ребенка. Следующий крик: «Ты чужой, я тебя не знаю!»

Из опыта. 

Кричать нужно именно такие слова не только для того, чтобы привлечь внимание окружающих, но и для того, чтобы злоумышленник занервничал и понял, что его план сорвался, и огласки не избежать. В таком случае велика вероятность того, что он просто оставит ребенка в покое и постарается скрыться.

Разговаривайте с ребенком. Обыгрывайте разные варианты ситуаций. Игра - это лучший способ обучения в этом возрасте.

 


Поделитесь с друзьями