Казанская узорная кожа

28 января 2011 // Прочитано 1190 раз
Казань, Татарстан с самых древних времен славится своими кожаными сапожками - ичигами. Вот и мы в нашей рубрике "Сундучок", посвященной традициям, декоративно-прикладному искусству татар, предложить вниманию наших читателей книгу Лилии Саттаровой "Казанская узорная кожа".

 

Автор книги - искусствовед, историк искусства, автор работ по татарскому народному творчеству, а также по истории мусульманского искусства и архитектуры. Член Союза художников РФ. С 1991 года преподает в Казанской государственной арзитектурно-строительной академии. Вот что пишет Лилия Саттарова во вступительной статье к своей книге:

- Эта книга - о самобытной и живой художественной традиции, унаследованной из глубины веков. О том, как сначала была булгарская, а позже казанская, душистая и мягкая кожа, и татарские сафьянщики передавали внукам рецепты ее изумительной выделки. О том, как сапожное ремесло, такое, казалось бы, утилитарное, нехудожественное и лишенное поэзии, обрело красоту и поэтичность, стало кладезем народного орнамента.

Казанская узорная кожа... Сапоги и туфли, сделанные из нее в пору расцвета ичижного ремесла в XIX столетии, были неимоверно популярными, покорили Европу своей оригинальностью, вошли в историю костюма и стали такой же классикой, как именитые ныне американские ковбойские сапоги.

Узорную обувь в равной мере справедливо называли «татарской», «казанской» и «азиатской». Именно казанские татары организовали обширный промысел и до сих пор сохраняют его. На восточное, «азиатское», происхождение традиционных мягких сапожек-ичигов указывают узнаваемая форма, обычай ношения и многоцветный орнаментальный декор.

В книге рассказано лишь о самых ярких страницах истории узорной обуви. Главным предметом рассмотрения стал татарский узорный ичиг как оригинальное художественное явление, продукт народного творчества. Неповторимую декоративную поверхность узорной кожи создает уникальный ичижный шов. Ему нет равных: он тачает орнаментальный набор ичига и одновременно украшает его, он создает пластическую структуру вещи, задает ее объем и силуэт. Остается гадать о его происхождении во времени и пространстве, однако в историю ремесел он прочно вошел под названием казанской, или татарской, «работы втачку».Так шили татарские и русские женщины в Казани и заказанских деревнях, передавая секреты своего ремесла изустно, от старшего к младшему.

Технология шва, подробно описанная в книге, подразумевает его выполнение исключительно вручную, поэтому казанская узорная кожа и изделия из нее по сей день сохраняют статус «ручной работы».

Книга, которую держит в руках читатель, - проект издательства «Культура и традиции», приуроченный к 1000-летию Казани. В ней много исторических материалов, которые воспроизводятся впервые, - ичиги, другие образцы узорной кожи из более чем пятнадцати музеев России и зарубежья.

Продолжение


Поделитесь с друзьями