Учить татарскому вдали от Татарстана

06 декабря 2010 // Прочитано 487 раз
Судьба разбросала татарский народ по разным уголкам земного шара. Только одна четвертая часть татар живет на своей исторической родине – в Татарстане. Остальные же проживают в разных регионах Росии, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако где бы они не находились, наши соотечественники много сил вкладывают в сохранение родного языка, многовековых традиций и культуры татарского народа. Особенно большой вклад в это дело вносят учителя родного языка. Обучая детей татарскому языку, они пытаются пробудить в них национальное самосознание, привить чувства уважения, любви к языку своих предков. Один из таких людей - Альфия Алимова.
Она всю свою жизнь посвятила учительскому труду. Вот уже в течении 27 лет Альфия ханым преподает татарский язык и литературу, причем 25 лет она работает в другом регионе – в Енганаевской школе Чердаклинского района Ульяновской области. Недавно она была удостоена звания Заслуженный учитель Татарстана.

-Альфия ханым, как я знаю, Вы родом из Татарстана. Какие ветра забросили Вас в Ульяновскую область?


- Да, я родилась  в деревне Малая Цильна Дрожжановского района. В школе все предметы нам преподавались на татарском языке. После окончания 11 классов я поступила в Казанский педагогический институт. Знания мы получали от таких известных педагогов как Фоат Галимуллин, Мирфатых Закиев, Рузаль Юсупов. Они по сегодняшний день являются образцом для меня. Моя трудовая биография началась в средней школе села Новые Какерли Дрожжановского района. Проработав там 2 года, я вышла замуж и переехала в Ульяноскую область. Сейчас вот уже четверт века преподаю татарский язык и литературу вдали от своей родины.


- Как известно, быть татарином в Татарстане - это одно, а в другом регионе – совсем другое. Наверно нелегко вдали от своей исторической родины сохранять родной язык и традиции, особенно воспитать любовь к языку матери у молодого поколения?

- Преподавать татарский язык вдали от Татарстана действительно труднее. Здесь нам никто не мешает, а наоборот, говорят – учите свой родной язык. Однако это все равно не так легко. Во-первых, наша деревня расположена вблизи города, поэтому большая часть молодежи общается на русском языке, родители детей также говорят на русском. Когда я рассказываю своим ученикам, что я и математику, и естествозание изучала на татарском языке, они даже удивляются.

Во-вторых, сейчас в начальных классах сократили количество часов изучения татарского языка. Если раньше этому выделялось пять часов, то теперь всего один. Из-за этого приходится работать через перевод. Скучаю по тому, как все было 10-15 лет назад. Дети тогда знали татарский намного лучше. А сейчас даже в семье внимание к родному языку снизилось. Свое дело сделало и уменьшение количество часов в начальных классах – детям татарский язык дается сложнее.


- А сами дети хотят знать свой родной язык?


- Мои ученики очень любят татарский язык. А вот что касается их родителей, то тут уже сложнее. Большинство из них знание татарского языка считает необязательным. Родители плотно вошли в капиталистическую систему. - для них родной язык отодвинулся на второй  план, на первом же стоит зарабатывание денег. В борьбе за благосостояние такие понятия как сохранение и развитие татарского языка воспринимаются как нечто лишнее. Душа ребенка она тоньше. За все 25 лет работы я ни разу не встречала ребнка, который бы говорил, что не будет учить татарский язык. Им даже не нужно объяснять необходимость этого. Любовь к родному языку отражается в их глазах.

- В последние годы учитель перестал быть представителем самой уважаемой профессии.  В чем Вы видите причину этого?



- Некоторые татантливые учителя из-за низкой оплаты труда были вынуждены  уйти из школы. Особенно это касатся преподавателей-мужчин. Они по причине невозможности обеспечить свою семью, даже если очень любили детей и свой предмет, подыскали себе другую работу.  Также из-за низкой заработной платы в школу перестали приходить люди для которых быть учителем – это призвание. Ведь сегодня даже в педагогические вузы поступают ребята со редним уровнем знаний, те, кому больше некуда идти. В результате всего этого снизилось качество кадров.  Это все привело к снижению статуса учителя.

- Говорим о низкой зароботной плате, о снижении авторитета учителей, однако несмотря на это Вы вкладывая всю душу, продолжаете учить детей....


Я считаю себя счастливым человеком. Ведь я всю жизнь занимаюсь любимой работой. Каждый день, приходя в школу, я благодарю Бога за это. Ведь учительство – это и мое хобби, и основная работа. Труд наш нелегок. Ведь приходится  иметь дело с душами детей. С одной стороны, учитель должен быть строг, требователен, но в тоже время нельзя ранить душу ребенка. Это большая ответственность. Конечно же низкая заработная плата и меня волнует. Однако это второстепенная вещь. Сегодня в школе наверное могут работать только энтузиасты, фанатики своего дела. Я иногда эти 6-7 тысяч зароботной платы трачу на то, чтобы свозить детей на экскурсию.


- 2010 год объявлен в Татарстане и в России Годом Учителя. Год уже близится к завершению.  Прошизошли ли какие-либо положительные изменения в образовательной среде?

- Несмотря на то, что нынешний год прошел под знаком Года учителя, я не могу сказать, что произошли какие-либо коренные изменения. Скажем, в нашем регионе зароботная плата нисколько не увеличилась. Казалось бы не все можно измерить деньгами, однако поднять по-другому авторитет учительской профессии невозможно. Сегодня же все ограничивается одними словами необходимости повысить статус Учителя.

Поделитесь с друзьями