Андрей Большаков: Путин пойдет на выборы и выиграет их с явным преимуществом

24 января 2017 // Прочитано 3519 раз

В эксклюзивном интервью порталу sntat.ru завкафедрой конфликтологии КФУ, политолог рассказал о грядущих переменах в политической жизни страны и республики.

О «раскулачивании» регионов-доноров, отношениях Татарстана и федерального центра и о прогнозах по договору о разграничении полномочий, срок которого истекает в июле

Очень трудно однозначно прогнозировать ситуацию. Я думаю, что ряд процессов объединятся в один, и тогда мы увидим итоговый результат. Многие ожидали каких-то подвижек по договору от встречи первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева с Владимиром Путиным, которая состоялась на прошлой неделе. Но никаких новостей не последовало. Это говорит о том, что процесс переговоров по данному вопросу довольно-таки сложный. И не все вещи становятся известными сразу же.

Здесь необходимо отметить несколько моментов. С одной стороны позиция республики и ее президента Рустама Нургалиевича Минниханова достаточно понятна. Если в стране существует только несколько регионов доноров, то, соответственно, они являются локомотивами развития экономики и социальной сферы не только Республики Татарстан, но и всего федеративного пространства. Если их «убрать», то этого развития не будет. Это логика, которая идет из республики. Рустам Минниханов апеллирует к Москве, Санкт-Петербургу, то есть тем субъектам Российской Федерации, которые могут быть названы донорами. И многие губернаторы, не обязательно из нефтяных регионов, открыто поддержали президента Татарстана на Гайдаровском форуме.

Позиция ясна, но она обострилась не очень хорошими процессами вокруг Татфондбанка. Жители нашей республики привыкли, что в трудных ситуациях к ним от республики идет помощь, в том числе и финансовая. А теперь, в условиях кризиса, который, к сожалению, стал ощутимым на всей территории России, не хватает ресурсов, в том числе в Татарстане, чтобы последствия этой ситуации в банковской сфере не ощущалась.

И президент совершенно верно сделал, что поставили все эти вопросы о новом перераспределении финансовых потоков пред федеральным центром. Это говорит и о полной самостоятельности Рустама Минниханова как президента республики. Потому что раньше нехорошие вещи федеральному центру озвучивали представители старшего поколения политической элиты. Минтимер Шаймиев брал на себя ответственность, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Все понимали, если последует какая-то негативная реакция со стороны Москвы, то она не будет резонансной. А сейчас действующий президент Татарстана критикует федеральных министров или их заместителей. Жесткая критика федерального центра президентом Миннихановым делает ему честь. Значит, он и дальше будет регулировать эти экономические, материальные вопросы.

Ведь что важно? Из-за новой налоговой политики в России у Татарстана нет возможности развиваться. А если убить всех куриц, которые несут золотые яйца, то с помощью кого мы будем дотировать слабые регион? Сначала же деньги нужно заработать и только потом делить. Делить все умеют, а зарабатывать - единицы.

Но мы видели реакцию Дмитрия Анатольевича Медведева, который дал понять, что позиция федерального центра остается достаточно жесткой и связна с тем, что в кризисное время надо помогать всем регионам, всем территориям, которые не связаны с промышленностью. Я думаю, что разрешение этой ситуации – это вопрос переговоров. А переговоры республика вести умеет. Это видно на примере подписание первого договора о разграничении полномочий с федеральным центром и второго договора. Союзники у нас в этом процессе есть, «плюс» есть достаточно благожелательное отношение федерального центра и к руководству Татарстана - как к первому президенту, так и ныне действующему. Есть даже расположение лично президента Российской Федерации – мы это видели в его интервью. Поэтому я уверен, что опираясь на поддержку союзников из регионов, Татарстану можно вести переговоры. Чем они закончатся, трудно сказать. Будет ли это прописано в новом договоре? Мне кажется, что никаких экономических преференций в самом договоре прописано не будет.

О наименовании «президент» для первого лица Татарстана и почему республике важен именно такой статус

Скорее всего, в новом договоре должность президента, которая прописана в нынешнем договоре, но не прописана в Федеральном законе, для Татарстана все же будет пролонгирована. Можно прогнозировать, что в переговорах с федеральным центром республика сможет этого добиться. Другие субъекты уже согласились переименовать должность «президент республики». Но это дотационные регионы и им важно, какое финансирование обеспечит федеральный центр. Что касается Татарстана, то институт президентства нам важен по многим причинам. Во-первых, это ментальность: мы привыкли к этому за все постсоветское время - за более чем 25 лет. Есть мнение, что нужно выбрать наименование этой должности национальным колоритом. Но ведь оно еще должно еще прижиться. Мы что, будем еще 25 лет экспериментировать?

Кроме того, Республика Татарстан всегда подчеркивала свою государственность. Можно сказать, что это квазигосударственность. Тем не менее, есть определенные атрибуты, от которых республика не хочет и не может отказаться. Наличие у нас президентства говорит о том, что мы все-таки особый субъект и отличаемся от других.

Права других субъектов это ни коем образом не ущемляет, но в то же время мы видим и отрицательные эмоции со стороны некоторых субъектов, мол, почему Татарстану можно, а нам нельзя.

Но мы можем опираться и на точку зрения федерального президента, который недавно заявил, что существование президентства в отдельно взятом Татарстане - нормальная ситуация и Татарстан сам должен решить, как ему поступать.

О кадровой перезагрузке на ключевых государственных постах, которую проводит Владимир Путин, и почему Минтимер Шаймиев стал советником первого замруководителя Аппарата президента РФ

Когда говорят, что на посту первого заместителя руководитель Аппарата президента сменили нелиберального Вячеслава Володина (сегодня является председателем Госдумы РФ, - Ред.) на либерального Сергея Кириенко, то можно усомниться в такой трактовке события. Поскольку сейчас задачи Госдумы немного другие, чем у предыдущего состава и поэтому там сейчас нужен не только компетентный, но и достаточно жесткий руководитель, и уже понятно, что он с этой ролью справляется.

Что же касается Кириенко, то я не стал бы его квалифицировать, обязательно, как либерала. Он, прежде всего государственный служащий, человек, имеющий опыт работы как председателем правительства в самые не простые 90-е годы, а так же опыт работы в различных экономических структурах и корпорациях, в том числе в «Росатоме». И менеджерские функции Кириенко говорят о том, что он имеет явные способности к управлению.

А если говорить в общем о ключевых кадровых решениях Владимира Путина, то мне кажется, что в преддверии выборов главы государства в 2018 году он стремится удовлетворить запросы всего общества, а не только политических элит, поскольку президент - это всенародная фигура. Президент вправе назначать на ключевые посты людей, которые его устраивают по тем или иным качествам и политическим взглядам, воззрениям и возможностями работать на том или ином месте. Поэтому, с моей точки зрения, все эти перестановки не удивительны. Не удивительно и то, что эти новые фигуры набирают советников, представляющих интересы разных сфер общественно-политической жизни страны.

Закономерно, что должность советника Сергея Кириенко предложена и первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. У него огромный опыт государственной работы. Это и опыт хозяйственника на крупной развивающейся территории, и опыт успешного политического деятеля, который мог договариваться с федеральным центром в самых критических ситуациях.

Ведь было время, когда отношения с федеральным округом носили чуть ли не конфронтационный характер: президент Шаймиев отказывался ездить к полпреду ПФО, а предпочитал договариваться непосредственно с Москвой. Но стоит отметить, что все это - прошлый период нашего политического развития. Сегодня - новые задачи, в том числе подготовка к выборам главы государства в 2018 году.

Прогнозы на выборы президента РФ в 2018 году и грозит ли России «эффект Трампа»

Сейчас уже некоторые политики заявили о своем желании выставить свою кандидатуру на выборы президента РФ. Конечно, начнется избирательная кампания - выдвинутся кандидаты. Но я не думаю, что нынешний баланс политических сил сильно изменится. Если спросить наших граждан, не зависимо от их политических воззрений, то другого президента страны, кроме ныне действующего, они пока не представляют.

Мне кажутся несостоятельными мнение некоторых экспертов и аналитиков о том, что Путин устал и не пойдет на эти выборы. Мне кажется, он пойдет и выиграет эти выборы за явным преимуществом. Нам «эффект Трампа» не грозит, потому что наш действующий президент является фигурой, объединяющей нацию.

Особенно это стало заметно на фоне крымских событий, и весь посткрымский этап показал, что Путин является общенациональным лидером. Его рейтинг опережает как рейтинг других российских политиков, так и рейтинги политиков других стран. Кто может похвастаться популярность среди граждан хотя бы в 70-80%? Такого политика нужно еще поискать в мире.

Но, безусловно, если Владимир Путин пойдет на выборы, ему нужна поддержка регионов. А Шаймиев и Минниханов - олицетворение этой поддержки, потому что без больших электоратов национальных республик она будет меньше. В том числе, без поддержки Татарстана. И это очень позитивный момент для нашей республики: мы можем вливаться в новые федеральные тренды и занимать в них свое место, которое будет способствовать реализации общефедеральной политики.

О Трампе, предстоящих выборах в Европе, новой разрядке напряженности и распаде НАТО

Позиции России на международной арене за последние годы очень усилились: она сейчас осуществляет достаточно эффективную внешнюю политику. Даже сенатор Маккейн, которого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране, отметил, что Россия стала первенствующим игроком во всем регионе Ближнего Востока. Такая оценка нашего противника говорит сама за себя. Что же касается Трампа, то его избрание президентом США несет определенный положительный задел. В каком плане? Трамп постоянно заявляет, что Америка не должна вмешиваться в дела других государств, а должна заниматься проблемами, которые существуют внутри страны. Вот эта его грамотная позиция очень хороша для России. Потому что если американцы не будут вмешиваться в дела наших союзников и ближайших соседей - возьмем хотя бы Сирию или Украину, мы сможем более эффективно проводить свою внешнюю политику и защищать российские интересы. А потенциальное сотрудничество между Трампом и Путиным, о котором все сейчас говорят, снизит напряженность, как между странами, так и в мире в целом. Это тоже хорошо, потому что с точки зрения военно-политических потенциалов, это самые сильные государства.

Если мы нормализуем отношения с Америкой и произойдет новая разрядка, я боюсь термина «перезагрузка», потому что он имеет негативную коннотацию, то это будет очень хорошо. Вот это, наверное, все, что мы можем ожидать от Трампа. И когда мы сегодня слышим фамилию президента США даже чаще, чем фамилию президента нашей страны, то это явный перебор.

Да, в Америке происходят определенные изменения. Да, пришел политик, которого еще полгода назад никто из аналитиков не прогнозировал, все ставили на других кандидатов в президенты. Но надо воспринимать эту ситуацию прагматично. Я думаю, что Трамп будет проводить политику американских интересов - то есть такой своеобразный гражданский национализм. И здесь наши интересы совпадать не будут. Поэтому говорить о том, что наступит эра процветания российско-американских отношений, не стоит.

Не стоит надеяться и на что, если сегодня пришел Трамп, то завтра отменят санкции против России. Вопрос о санкциях - отдельный и тяжелый. Он требует определенного времени, длительных переговоров, изменения политической и экономической ситуации.

Что касается Европы, то сейчас некоторые аналитики заговорили о распаде Евросоюза. По большому счету, России это было бы даже выгодно, потому что нам было бы легче по частям строить свое взаимодействие с отдельными странами - торговое, экономическое, политическое, гуманитарное, культурное и так далее. Но мне представляется, что такого не произойдет, потому что ряд стран просто не заинтересованы в том, чтобы эта интеграция ушла. Мне представляется, что одновременного восхождения целого ряда политиков-евроскептиков в крупных странах не произойдет, и Европейский Союз, может быть, в ослабленном положении, но останется. Ну, а поскольку мы географически и часть Европы, то европейцы останутся нашими партнерами. Я не буду говорить «основными», потому что и в Азией, и с Востоком мы выстраиваем, и будем выстраивать теплые партнерские отношения.

1putin

Скорее распаду может подвергнуться такое образование, как НАТО. Потому что Трамп заявил, что этот военный альянс устарел, что Америка не желает финансировать оборону европейцев и что они должны вносить деньги самостоятельно. Думаю, это многое решит и такие агрессивные блоки, которые существуют сегодня на Западе, скорее всего, постепенно будут трансформироваться, и покинут политическую сцену.

О парадипломатии президента Татарстана

Если мы говорим не о военно-политическом соперничестве на международной арене, или, не дай Бог, о каком-то противостоянии, то мы многого будем достигать. Потому что, даже не смотря на санкции, мы не сворачиваем многие международные программы - в образовательной, в гуманитарной, в культурной сферах. В этом отношение Татарстан тоже является локомотивом, поскольку ряд восточных стран очень хорошо с нами контактируют. И если мы вспомним зарубежные визиты татарстанской делегации во главе с президентом республики в прошлом году, то именно в эти страны приходится большая их часть. Здесь есть определенная этническая, языковая, если мы говорим о Турции и Казахстане, и культурная близость. Во время этих визитов формируется и наше экономическое сотрудничество.

То есть федеральный центр может определять какие-то основы международной политики, а вот реализовывать их могут и конкретные субъекты хозяйствующей деятельности и конкретные субъекты федерации. Есть даже такой научный термин – парадипломатия. И Рустам Минниханов успешно ею занимается. Мне представляется, что это один из самых мощных трендов, которые будут развиваться на уровне регионов.

Для чего это делается? В условиях кризиса мы, не смотря на стабильность нашей экономической политики, все равно почувствовали, что нам не хватает инвестиций и что их можно привлекать из-за рубежа. А поскольку с Западом отношения складываются очень сложно, то мы заинтересованы в поисках новых инвесторов и новых рынков сбыта на Востоке. Собственно это и осуществляет президент Татарстана Рустам Минниханов.


Читайте также: Эксперты поддержали президента Татарстана в дискуссии с федеральным центром 


Авторы: Елена Мельник, Рамиль Гали. Альфред Камелевский

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий