Свой среди чужих, чужой среди своих: кто в Татарстане СМИ-иноагент

6 Декабря 2017

Прочитано: 1192 раза

Фото: соцсети, журнал "Эхо веков"; рисунок: Екатерина Семенова
Автор материала: Полина Алексеева
Молчание «Idel. Реалии» и растерянность радио «Азатлык». ИА «Татар-информ» выяснило, как татарстанские СМИ-иноагенты отреагировали на новый статус.

Министерство юстиции РФ приняло решение о признании девяти СМИ иностранными агентами. В их число вошли два проекта «Радио Свобода», работающих в Татарстане. 

Первые СМИ-иностранные агенты в России 

С 5 декабря этого года Минюст России признало девять СМИ выполняющими функции иностранных агентов. В их число вошли два проекта — «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС), работающие в Татарстане: «Idel. Реалии» и татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi). 

Теперь они обязаны предоставлять сведения об аудиторской проверке, личном составе руководства и расходовании средств. Власти заверяли, что закон о СМИ-иноагентах не вводит никаких ограничений на деятельность СМИ в России. 

Федеральный закон, содержащий нормы о СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, приняли 25 ноября 2017 года. Мера стала зеркальной реакцией на требование минюста США к RT America — американскому филиалу российской телекомпании — зарегистрироваться в качестве иноагента в Соединенных Штатах. 

Проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы в размере до 5 млн рублей за нарушение закона о СМИ-иноагентах. 

ИА «Татар-информ» пообщалось с руководителями и бывшими сотрудниками двух татарстанских проектов «Радио Свобода» и выяснило, как они отреагировали на новость о новом статусе. 

«Мы все еще не знаем, что предусматривает и требует от нас статус „иностранный агент“» 

Главы новоявленных СМИ-иноагентов не спешили делиться своим мнением с коллегами, а вымученные ответы едва соответствовали вопросам. Так, 30 ноября руководитель татаро-башкирской редакции «Радио Свобода» Рим Гильфанов в ответ на наш запрос заявил, что «это слухи, мы их не обсуждаем». К слову, в тот день стало известно, что Минюст РФ направил уведомления в адрес редакции радио о возможности внесения их в списки СМИ-иноагентов. 

Уже 5 декабря на наше повторное сообщение Гильфанов ответил, что действительно раньше они получали от ведомства предупреждения о возможном ограничении работы в России. 

Тем не менее в радио «Азатлык», которое базируется в Праге, пока не понимают, как изменения повлияют на их повседневную работу. Руководство бюро будет следить за информацией и знакомиться с разъяснениями Министерства юстиции РФ, пояснил глава редакции. 

«В последние годы на нас оказывалось сильное давление со стороны официальной России — федеральная власть закрыла нашу ретрансляцию в Татарстане, были нападки на казанское бюро, а в этом году вообще запретили нашим корреспондентам посещать официальные мероприятия в Татарстане», — написал корреспонденту ИА «Татар-информ» Гильфанов. 


Сотрудников радио новость не привела в смятение, «они продолжат работу по донесению точной и объективной информации нашим читателям», заверил Рим Гильфанов. 

«Повторюсь — мы пока все еще не знаем, что предусматривает и требует от нас статус „иностранный агент“, поэтому невозможно сказать, как изменится наша работа», — сообщил руководитель редакции «Азатлык». 

В некоторых местах ответ Гильфанова почти дословно повторяет официальный комментарий президента "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Тома Кента. «Мы будем внимательно следить за всеми сообщениями из Минюста и других органов российской власти, касающихся нашей компании. В то же время мы сохраняем приверженность продолжению нашей журналистской работы в интересах предоставления точной и объективной информации нашей аудитории в России», — заявил Кент. 

На остальные вопросы агентства (на каких принципах основана работа редакции, кто и как формирует редакционные задания, насколько СМИ реально работать, выполняя все требования закона, и т. д.) Гильфанов предпочел не отвечать. 

Молчание «Idel. Реалии» 

Еще менее продуктивным выдался наш диалог с руководителем интернет-проекта «Idel. Реалии» Андреем Григорьевым. Он отказался как-либо разъяснять ситуацию вокруг своего СМИ и отправил нас за комментариями к своим шефам — в головной офис в Праге. «Рекомендую обратиться сразу туда», — ответил он на сообщение корреспондента агентства. 


Даже спустя несколько дней Григорьеву не удалось сформировать свою позицию относительно вопроса. Наши письма, как и телефонные звонки, неизменно оставались без ответа. Такая закрытость и явная боязнь общаться с коллегами без санкции сверху (причем сразу двух руководителей) создавали впечатление, что мы пытаемся получить комментарий у силовиков, а не у журналистов, позиционирующих себя как «людей, доносящих точную и объективную информацию». 

Сайт "Idel. Реалии" начал свою работу во второй половине 2016 года. С самого начала они заявили о себе как об оппозиционном ресурсе, предоставляющем новости без цензуры. «Сообщаем о том, о чем другие вынуждены молчать», — говорится в шапке страницы портала в Твиттере. 

Примечательно, что на сайте новостного издания отсутствует раздел «Контакты», в открытых источниках нет сведений о статистике просмотров и посещений портала. А где находится офис компании в Казани, нам так и не удалось выяснить. Григорьев не стал раскрывать подробности работы, которые обычные СМИ не стесняются публиковать. 

Передачи на волнах радио «Татарстан» 

Американская корпорация «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС) — частная некоммерческая информационная служба, финансируемая Конгрессом США.

Составляющая «Радио Свобода» — радиостанция «Азатлык» ведет свою историю еще с 1953 года. На тот момент она была единственной радиостанцией, вещающей на татарском языке за пределами ТАССР. 

Казанское бюро радиостанции было открыто в 1995 году, вспоминает экс-директор казанского представительства радио «Азатлык» Римзиль Валеев. 

«Наши корреспонденты имели удостоверение фрилансеров, — рассказал Римзиль Валеев. — У меня была аккредитационная карточка Министерства иностранных дел РФ, которая ежегодно обновлялась. Сейчас в архиве хранятся несколько таких карточек, напоминающих удостоверение водителя автомобиля».


Бюро было организовано для координации деятельности и оказания технического содействия внештатным корреспондентам, живущим в Татарстане и регионах России с разрешения органов власти страны. «Поступили ресурсы, и мы открыли бюро в санатории „Казанский“, там, где сейчас тренируется хоккейная команда „Ак Барс“, позади „Корстона“», — рассказал ИА «Татар-информ» журналист и писатель.

В 2005 году санаторий закрыли, и редакция переехала в Дом Кекина на Горького, где они и работали до 2012 года.

После личной встречи первого Президента РТ Минтимера Шаймиева с президентом «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Томасом Дайном была достигнута договоренность о ретрансляции передач радио «Азатлык» на волнах радио «Татарстан». Передачи татаро-башкирской редакции крутили два раза в день.

 

«В эфире „Азатлык“ рассказывали об истории, литературе, выступали известные ученые, писатели. В регионах РФ и СНГ это было востребовано, так не хватало информации, книг, газет, журналов. Вмешательства во внутренние дела, субъективные оценки не допускались. Мы не были оппозицией, а лишь расширяли пространство информации», — отметил Валеев.

Все это время на постоянной основе в бюро работали около 3-5 человек, еще порядка 20 внештатников писали для редакции из разных регионов России.

Московская редакция «Радио Свобода» снабдила татарстанцев аппаратурой, оплачивала аренду помещения и платила зарплату журналистам, рассказал Валеев. «Это были не самые большие деньги. Нынешние зарплаты редакторов намного больше. Тогда размеры были на уровне рядовых сотрудников редакции», — отметил экс-директор радиостанции.

В 2011 году было принято решение о закрытии радио «Азатлык» в связи с сокращением расходов на содержание корпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Конгрессом США. 

«Количество слушателей на коротковолновом диапазоне снижалось, было закрыто голосовое вещание. После моего ухода и закрытия бюро „Азатлык“ полностью перешел в интернет, — вспоминает Римзиль Валеев.  — Корреспондентов стало меньше, и они стали работать самостоятельно, непосредственно с Прагой. Компьютер, интернет позволяют готовить передачи из дома».

Темы из Праги, прятки за псевдонимами и немного яда в каждую новость 

Тем не менее нам удалось выяснить, как была организована работа радио «Азатлык» после перехода в сеть, — об этом рассказал ИА «Татар-информ» бывший сотрудник бюро, пожелавший остаться анонимным. 

После ухода «в сеть» радио осталось без офиса и какого-либо порядка, рассказал сотрудник бюро. В Казани оставалось работать около пяти журналистов и еще три-четыре студента, которые выполняли разовые заказы. Руководители из Праги отправляли им темы на отработки. Распределением заданий занимался координатор. 

«Между собой у журналистов был такой „срач“, если честно. Все хотели ехать на легкие мероприятия. Например, митинг „Мин татарча сойлэшэм“ — его легко делать. А были сложные темы, которые никто не хотел брать, — поделился с нами собеседник. — Координатор, по сути, никто, он не редактор, ее никто тоже не слушался. Были такие мероприятия, куда заявилось три журналиста, а где-то ни одного. „Азатлык“ превратился в какой-то бардак».

Поскольку все эти журналисты работали также в других редакциях, все легкие и безопасные темы они публиковали под своим именем. Если в материалах звучала критика, то авторы предпочитали скрываться за псевдонимами, рассказал нам источник. 

«Всех злило то, что их имена не выходят, что они вынуждены работать под псевдонимами. А некоторые материалы и вовсе без авторства. А журналисты же как раз работают на свое имя», — продолжил бывший сотрудник «Азатлык». 

Кроме того, большинству журналистов не нравилось то, что редакторы из Праги добавляли в материалы что-то от себя. 

«Они вытаскивали негатив даже в добрых и полезных мероприятиях. Например, если бы мы писали: „В Казани открылась мечеть“, они бы добавили: „К сожалению, это единственная мечеть, которая открылась в этом году“. Такая несуразица», — поделился возмущением наш собеседник. 

Негатив, по словам источника, был направлен на руководство Татарстана. «Я бы сказал, это мелкое пакостничество. В некоторых статьях это проскальзывало. Существенная критика должна быть обоснованной, у них же это было на уровне бабушек у скамейки», — отметил собеседник. 

Наш источник отметил, что задолго до признания их иноагентами «Азатлык» в некотором роде изолировал себя — своим сотрудникам они не выдавали удостоверений, те не могли аккредитоваться на мероприятия.

«Ни у кого не было гарантий. Когда настали тяжелые времена, журналисты разбежались», — рассказал он. 

Все это время на работе в радио корреспондентов держали высокие гонорары. Их выплачивали в рублях, но в долларовом эквиваленте, что всегда обеспечивало внушительные доходы. Так, короткая новость стоила 40 долларов, новость с видео — 50 долларов, репортаж — 120 долларов, видеорепортаж — 150 долларов.

Как стало известно ИА «Татар-информ», сейчас в команде радио работают 10 человек. 

Влияние на инфополе Татарстана 

Включение двух проектов «Радио „Свобода“» в список СМИ-иностранных агентов никак не повлияет на информационное поле республики, считает наш источник и политический эксперт. Прежде всего, они не имеют достаточного веса, чтобы соревноваться с теми же СМИ оппозиционной направленности. 

Радио Свобода» серьезно воспринималось в советские годы, когда они действительно противостояли властям и вносили свою лепту в информирование граждан. Сейчас эта ниша, считает наш источник, уже занята другими изданиями, которые делают это более качественно.

В советское время «Азатлык» был единственным альтернативным источником новостей, свежим воздухом в затхлом посещении. Писали смело и свободно. Его глушили. Люди по ночам в тайне под подушкой слушали радио. «Азатлык» формировал общественное мнение, немаловажную роль сыграл в подъеме национального самосознания татар на заре 90-х. И был во многих ситуациях единственным источником правды.

Сегодня противоположная ситуация. «Азатлык» и «Idel. Реалии» не являются альтернативным источником новостей, не формируют общественное мнение и не всегда пишут правду. Они не лидеры сегодняшнего медиарынка Татарстана и даже не лидеры оппозиционной части медиасферы республики.

Сегодня совсем другие электронные СМИ и телеграмм-каналы формируют альтернативную информационную повестку дня. В творческом и креативном плане то же самое. Они (проекты «Радио Свобода». — Ред.), к сожалению, сегодня маргинализировались и скатились в узкие тематические новостные ниши. И зачастую пишут не на самые злободневные и актуальные темы. У них закрытая статистика, и нет возможности объективно оценить их популярность и читаемость»,  — рассказал эксперт медиарынка. 

Реакция на закон в США

Посол США в РФ Джон Хантсман заявил о «серьезной озабоченности» включением ряда американских СМИ в список иноагентов. 

«Мы настойчиво призываем российское правительство не допустить того, чтобы это подавило свободу слова и редакционную независимость тех, кто стремится свободно работать в России», — говорится в заявлении дипломата, опубликованном на официальном сайте дипмиссии. 

Хантсман негативно оценил практику применения в России закона об иноагентах в отношении других организаций.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+