«Спасская ярмарка превращается в базар»: почему челнинцы завидуют удмуртам и боятся предсказаний футурологов

15 Апреля 2018

Прочитано: 514 раз

Фото: Эльвира Мухаметдинова
Автор материала: Эльвира Мухаметдинова
В Набережных Челнах состоялся круглый стол с участием представителей Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, финно-угорских общин Автограда и близь лежащих городов, преподавателей местных вузов. Темой встречи стало «Национальный сувенир — сегодня и завтра».

Отметим, что «круглый стол» прошел в день открытия в Картинной галерее Автограда выставки удмуртских ковров. На фоне ярких национальных самотканых полотен были выставлены и сувениры — куклы, шкатулки из бересты, деревянные ковши, полотенца с вышивками и многое другое, выполненное с использованием старинных техник. Посетители выставки пришли в восторг от увиденного. «Это настоящее, а не китайский ширпотреб с рынка», — говорили они, глядя на изделия мастеров.

В дальнейшем мысль — как возродить самобытные ремесла и сделать востребованным национальный сувенир — доминировала на круглом столе специалистов-прикладников.

«Каждый мастер получает задание и заработную плату»

Одним из первых слово для выступления взял заместитель министра культуры и туризма Удмуртской Республики Петр Данилов. Он рассказал о том, какую государственную поддержку у них получают ремесленники.

По словам Данилова, в Удмуртии, начиная с 90-х годов прошлого века, с привлечением научного сообщества республики проделана большая работа по сохранению уникальных ремесел. В первую очередь была создана научная концепция развития народного декоративно-прикладного искусства и ремесел. Благодаря этому сохранилось 16 их видов — ткачество, обработка бересты, столярно-токарное ремесло, художественная роспись, традиционный костюм, резьба по дереву и многое другое.

По его словам, поддержка декоративно-прикладного искусства в Удмуртии поставлена на широкую ногу. Еще 25 лет назад в Ижевске был создан первый Центр декоративно-прикладного искусства.


«Головное учреждение находится в Ижевске, в его штате 57 человек. Большинство — мастера уникальных ремесел, — рассказал Петр Павлович. — Всего в республике работает 22 ремесленных дома. Они находятся на бюджетном содержании. Если головное учреждение имеет статус государственного, то все остальные — муниципального. Принцип же поддержки центров практически одинаков. Учреждения получают государственные и муниципальные задания и соответственно финансируются. Причем — каждый мастер имеет свое персональное задание, выполняет и отчитывается по нему. За это идет начисление заработной платы».

По словам заместителя министра культуры и туризма Удмуртии, декоративно-прикладная отрасль подразделяется на два направления — изготовление особо ценных уникальных изделий и «сувенирка».

Сувенирам мы уделяем не меньшее внимание, чем „высокому искусству“, — уверяет чиновник. — Но при производстве сувениров очень важно вести правильную ценовую политику. Обязательно должны быть дешевые сувениры, которые могут быть доступны для любого школьника, и более весомые изделия — для туриста со “средним” кошельком и выше. Но при этом любые изделия должны быть правильно изготовлены с точки зрения этнической культуры. Никаких искажений, безвкусицы, перекосов допускать нельзя. Это ведь кусочек одухотворённой памяти о том месте, где побывал турист. В плане эстетических требований у нас довольно строгий подход».

По словам Данилова, отбор экспонатов для выставок с участием удмуртских мастеров ведет художественно-экспертный совет. А выставочная жизнь удмуртских ремесленников очень богатая. «Мы используем все способы продвижения нашей продукции в России за рубежом, — подчеркнул Данилов. — И все эти выезды осуществляются за бюджетные средства».

В Удмуртии много внимания уделяют социальной направленности ремесленной «отрасли». Отчасти эта работа связана с заботой о заработке малоимущих категорий граждан.

«Мы проводим мастер-классы с мамами детей-инвалидов, — сообщил Данилов. — Ни для кого не секрет, что мамы после тяжелого диагноза, поставленного их детям, остаются один на один со своими проблемами, в том числе и материальными. Потому что мужчины зачастую не выдерживают напряжения и бросают семьи. Мы обучаем женщин изготовлению сувенирной продукции, даем им задания, чтобы они в домашних условиях смогли их выполнить, далее выкупаем эти изделия и направляем для дальнейшей реализации».

По словам замминистра, в Удмуртии усилено работают над тем, чтобы в школах появилась образовательная программа, направленная на изготовление декоративно-прикладных изделий. «Это непросто. Ведь продукцию, которая школьники могут выполнить на уроках, должна соответствовать возрастным возможностям ребенка. Более того — необходимо создать технологическую карту по каждому изделию», — рассказал о некоторых трудностях реализации образовательного проекта Данилов.

Но усилия стоят того — ребенок, который своим руками создал настоящую вещь, будет уже по-другому смотреть на окружающий мир и не сможет заниматься вандализмом.

«Как сохранить орнамент, если в одежде доминирует голый функционал?»

Далее в разговор вступили челнинцы. И, пожалуй, все их речи в той или иной мере были пронизаны завистью к соседям. «У вас ремесленники получают государственную поддержку, и этим все сказано», — говорили они.


Художница по батику, преподаватель Набережночелнинского института КФУ Галина Анютина отметила сложности продвижения ткацкой продукции.

«Футурологи прогнозируют, что в будущем одежда будет представлять собой голый функционал. Одежда будет только греть и охлаждать, и люди нуждаться не будут в дизайнерских изысках. Чего уж говорить о национальном декоре. Между тем, многие века именно орнамент на одежде являлся неким кодом, который передавал национальную самобытность из поколения в поколение. Очень хотелось бы его сохранить. И несмотря на то, что искусствоведы предостерегают нас от чрезмерного увлечения актуализацией декоративно-прикладного искусства, без этого, наверное, не обойтись», — сказала она.

Галина Анютина привела в пример казахстанскую художницу, с которой недавно познакомилась. Художница призналась, что влюбилась в башкирский орнамент и начала его использовать при изготовлении принтов на футболках и другой своей коллекционной одежде. А недавно ее пригласили в Уфу для организации авторской выставки. Таким образом, Башкортостан поддерживает даже чужих мастеров, не только своих, подчеркнула выступающая.

«Понятно, что декоративно-прикладное искусство — это удел энтузиастов. Но без поддержки и энтузиасты порой не в состоянии воплотить свои замыслы в жизнь», — резюмировала художница.

Известный дизайнер, преподаватель Камского института искусства и дизайна Ольга Пудакова поддержала коллегу.

«Помню, как на заре перестройки к нам приезжали американцы и с особой жадностью раскупали декоративные предметы народов СССР. Их удивление, как выяснилось, не безосновательно. На Западе этого нет. Я как-то попросила дочь привезти из поездки по Европе куклы в этнографических костюмах. Она не нашла. В южных странах они еще есть, а чем севернее — тем все обстоит гораздо печальнее. И если мы не задумаемся над сохранением нашей этнокультуры, мы получим тот же результат. Но тут есть два момента. Наши мастера прикладного искусства могут создать своими руками удивительные вещи. В Татарстане есть специалисты, работающие в различных направлениях ­­­­­ — и по войлоку, и по текстилю, и по глине. Однако их мастерство не в состоянии их прокормить. А продвижением уникальной продукцией, поддержкой ремесленников у нас никто не занимается. Поэтому нам остается только по-хорошему завидовать удмуртским мастерам, поддержка которых осуществляется на государственном уровне», — сказала дизайнер.

Также Ольга Пудакова обратила внимание собравшихся на то, что в нашем обществе нет потребителей этнопродукции. По ее мнению, их надо воспитывать, взращивать. А это требует сил, времени и опять-таки — системного подхода.

По словам преподавателя Набережночелнинского педагогического университета Светланы Большаковой, адаптация сувенирной продукции к современности — это болезнь. Она ведет к утрате вкуса.

У нас везде на прилавках лежит китайский и еще какой-то ширпотреб. Это ведет к утрате представления об этнопродукции», — считает педагог.

Спасская ярмарка превращается в простой базар?

Большакова также обратила внимание собравшихся на печальную, по ее словам, судьбу Спасской ярмарки в Елабуге. Ярмарка все больше напоминает простой базар, где настоящее народное отходит на задний план. А на передний план выходят безвкусные подделки под ручные изделия. Дух ярмарки теряется, считает преподаватель.

С этим высказыванием не согласилась заведующая музеем-мастерской декоративно-прикладного искусства Елабужского государственного музея-заповедника Альфия Мушарапова. Ее словам, все о чем, говорилось за круглым столов как о «необходимостях», в Елабуге есть.

По ее словам, сохранение народного декоративного искусства является приоритетной задачей музея. Здесь создаются рабочие места для мастеров. Их не так много, но они есть — трудоустроено семь специалистов. Они проводят более 50 видов мастер-классов для посетителей. Изготовление и продажа сувенирной продукции тоже осуществляется на системной основе. 15 лет работает художественный салон, существует и музейный магазин, который прописан во всех туристических маршрутах по Елабуге.

«Более 15 лет у нас ведется музейно-образовательная деятельность. Одна треть елабужских школьников ежегодно проходят через музейные мастер-классы. Ежемесячно посещают музей 700 детей, включая и детсадовцев. Из музея школьники уходят в поделками, сделанными своими руками. Кроме того, музей выпустил учебник для семиклассников — „Елабуговедение“. Такого нет нигде», — подчеркнула Мушарапова.

Порассуждала Альфия Василовна и о значении Всероссийской Спасской ярмарки.

По ее словам, в прошлом году прошла юбилейная десятая ярмарка. На ней выставили свою продукцию полторы тысячи мастеров, значительная часть которых привезла уникальные изделия.

Мы понимаем суть ваших претензий, — заметила Мушарапова. — Спасская ярмарка получила огромную популярность среди прикладников в последние годы. В этом есть и наша заслуга. Ведь подготовка такого проекта — это огромный труд. Мы свою ярмарку готовим не за несколько месяцев до открытия, а целый год. И тот факт, что на ней предлагают не только уникальные, ручные изделия, но и новодел, это, конечно, побочный эффект ее популярности. Но мы стараемся, как говорится, отделять зерна от плевел. Выделяем отдельные площадки для мастеров-самородков. Создаем им лучшие условия. Но совсем от ­“фабрикантов” избавиться не в наших силах. И если у вас есть еще какие-то рецепты того, как противостоять псевдоремесленничеству — подскажите, обязательно используем».  

И возродилась ель в музыкальном инструменте

В конце встречи руководитель проекта «Фестиваль народного творчества финно-угорских народов РТ» Валентина Балык объявила о том, что в ходе подготовки фестиваля в Челнах и за их пределами пройдет конкурс финно-угорских сувениров. В конкурсе смогут участвовать только непрофессионалы. Итоги будут подведены в сентябре, во время проведения фестиваля.

После объявления Балык сразу подсказала сюжет для будущего сувенира.

«Расскажу вам удмуртскую легенду о мудрой ели. Будет вам подсказка для изготовления сувенира. А, может быть, и в душе что-то отложится, — сказала она. — Возле одной удмуртской деревни росла красивая ель. Люди любили приходить сюда: кто от жары укрывался, кто воды набирал из родника, текущего у корней дерева, кто песни распевал и пляски устраивал. Но вот один деревенский житель невзлюбил эту ель — бог знает почему. И обратился к высшим силам с недоброй просьбой — загубить дерево. И однажды в ель попала молния. Засохло она. Но не бросили люди хвойную — из ее древесины сделали музыкальный инструмент. И ожила ель в новом образе, зазвучала по-новому в песнях и наигрышах. Вот и мы давайте дадим возможность найти свое место в новых реалиях народным ремеслам».

Комментарии








© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна