Борьба нанайских мальчиков: кто кого «расчехлял», сколько стоит реклама у «Неудащи» и сколько человек ведут «Шалтай-Бабай»

17 Ноября 2017

Прочитано: 3236 раз

Фото: личные архивы, рисунок Екатерина Семенова
Автор материала: Диана Авакян
ИА «Татар-информ» поговорило с создателями популярных анонимных Telegram-каналов Татарстана и выяснило, за счет чего живут криптоканалы, сколько они просят за рекламу и как относятся к собственным разоблачениям.

Новый игрок на медиарынке России

Политические Telegram-каналы, в которых публикуются различные инсайды или дается трактовка текущим событиям, набирают в России все большую популярность. Привлекательность мессенджера как платформы для распространения информации объясняется тем, что он обеспечивает полную анонимность и отсутствие цензуры.

Влияние Telegram-каналов не осталось незамеченным органами власти и госкомпаниями. В октябре РБК со ссылкой на собственные источники, близкие к Кремлю, сообщил о запуске в России сети из около 100 Telegram-каналов. Цель — формирование повестки перед выборами президента среди жителей российских городов в возрасте от 20 до 50 лет, основной аудитории мессенджера.

Однако быстрый рост и набор популярности не мог не сказаться на качестве, трое из пяти опрошенных порталом «Актуальные комментарии» политологов заявили, что стали меньше читать каналы или вовсе их игнорируют. Главная претензия – попытки интерпретировать общеизвестную информацию в контексте инсайдов, которых на самом деле нет, и скрывающаяся за анонимностью безответственность.

«В политических телеграм-каналах, отдельные тексты которых я читал, так как они републиковывались в прессе, меня отталкивает реальная и бессмысленная анонимность. Я не могу определить степень доверия к источнику. Это невозможно без имени автора», — приводят «Актуальные комментарии» доводы Глеба Павловского.

В Татарстане Telegram-каналы меньше чем за год смогли набрать популярность, найти свою устойчивую аудиторию и зажить своей жизнью, с интригами, разоблачениями, успехами и неудачами. В попытках разобраться в специфике анонимных Telegram-каналов Татарстана корреспондент ИА «Татар-информ» связался с авторами наиболее популярных местных ресурсов и теми, кто предположительно за ними стоит.

Татарстанские криптоканалы

Telegram делает возможным сохранение анонимности авторов канала.

По данным Медиалогии, именно анонимный «Сталингулаг» возглавил рейтинг политических Telegram-каналов по итогам октября 2017 года. Среднее количество просмотров одного поста «Сталингулага» составляет 179,6 тыс., а аудитория в 151,9 тыс. подписчиков более чем в два раза превышает ближайшего оппонента — канал «Давыдов. Индекс» (63,4 тыс. подписчиков), возглавляемый российским политологом и социологом Леонидом Давыдовым.

Одним из первых подобных проектов в республике стал канал «Неудаща», на данный момент являющийся и самым крупным в регионе — его аудитория насчитывает 18,6 тыс. подписчиков. Именно «Неудаща» стала называть себя «криптоканалом» (греч. kryptos — тайный), впоследствии название закрепилось за всеми каналами Татарстана, авторы которых остаются инкогнито.

В последнее время среди криптоканалов засветились «Неудаща», «Аппаратная» и «Шалтай-Бабай», и именно тем, что их массово пытались разоблачить более молодые соседи, федеральные каналы или просто сторонние наблюдатели.

За свое короткое существование (только «Неудаща» была создана в феврале этого года) телеграмная культура в республике успела обрасти своими слухами и интригами, в которых мы попытались разобраться.

Борьба нанайских мальчиков

В октябре сразу три крупных федеральных канала в Telegram выступили с заявлением, что «Аппаратная» связана с властями. Среди них «Караульный» (34,3 тыс. подписчиков), «Медиатехнолог» (12,6 тыс.) и «16 негритят» (8,7 тыс.).

«Наш авторитет теперь вырос», — коротко отреагировал на обвинения сам канал, насчитывающий 3,5 тыс. подписчиков.

О том, что «Аппаратная» может быть связана с властью, написал и «Шалтай-Бабай».

Через четыре дня после истории с «Аппаратной» канал «Я просто текст» (341 подписчик) опубликовал пост, в котором «Неудащу» по итогам мини-расследования связали с федеральными структурами, а именно — с медиахолдингом «Ура медиа», которому в РТ принадлежит новостной портал InKazan. Одним из аргументов «Я просто текст» стали частые ссылки в InKazan на посты в местных анонимных Telegram-каналах.

Ответ «неудащников» появился практически сразу после «разоблачения»: 

«Мальчики из смешного регионального канала "Я просто текст", не пишите пожалуйста больше бухими в свой г***канал. Утром протрезвеете и вам будет очень стыдно за свое поведение». (Пунктуация и орфография авторов сохранена).


Слухи о связи с криптоканалом опроверг главный редактор InKazan Никита Ишмуратов в официальном заявлении, размещенном на портале.

Наконец, на волне разоблачений всплыл другой криптоканал Татарстана под названием «Шалтай-Бабай» (2,8 тыс. подписчиков). Журналист «Новой газеты» Ирек Муртазин в своем блоге на ЖЖ сделал предположение, что информацию каналу "сливают" из казанской мэрии. Кроме того, в интервью местному изданию он заявил, что канал ведут "не казанские ребята".

В ответе на заявления Муртазина редакция «Шалтай-Бабая» так же, как и «Неудаща», посоветовала не писать в состояниях измененного сознания: «Никогда, слушайте — никогда не пейте перед тем, как вы сядете за писанину, как это делает товарищ Муртазин. Товарищ Муртазин, который давно живет в Москве, обвиняет нас, что наш канал базируется вне Казани. Ирек, без Казаннан, пропискабыз бар хәтта». (Пунктуация и орфография авторов сохранена).

«Явного конфликта между каналами в Татарстане нет»

Корреспондент ИА «Татар-информ» сумел связаться практически со всеми действующими лицами разоблачений.

Так, авторы анонимного канала «Неудаща» сообщили нам, что «явного конфликта между каналами в Татарстане нет».

«Были не очень умные попытки некоторых молодых каналов поймать хайп на теме деанонимизации, но сколь либо заметного эффекта они не дали. Сейчас этот канал у нас в черном списке, никаких его упоминаний или репостов мы не делаем. С остальными каналами отношения скорее партнерские: ответы на обращения, репосты, ссылки и т. д.», — говорится в ответе коллектива криптоканала на вопросы корреспондента ИА «Татар-информ».

Правда, выводы о том, что InKazan более охотно, чем другие СМИ, ссылается на информацию местных Telegram-каналов, оказалось, имеют под собой основания: если вбить в поисковике портала слово «Telegram», то можно заметить, что с начала месяца портал 20 раз ссылался в своих материалах на различные Telegram-каналы, из них 8 раз — на федеральные. Если говорить о местных ресурсах, то интернет-портал 5 раз ссылался на «Неудащу», 3 раза — на «БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ», 2 раза — на «Шалтай-Бабай» и по одному разу на «Татарстан — новый век» и «Рассказы о смешной России».

Кто может стоять за «Аппаратной»

Главный редактор InKazan Никита Ишмуратов, в свою очередь, заявил ИА «Татар-информ», что в концепцию информационной политики медиахолдинга на данный момент не входит развитие Telegram-каналов. «Что касается так называемого расследования о связи „Ура Медиа“ с каналом „Неудаща“, которое было опубликовано каналом „Я просто текст“ и другими, то могу сказать, что авторы этого поста просто подгоняли результат под задачу. Очевидно, что на „Неудаще“ публикуется уникальный контент, который зачастую идет вразрез с задаваемой сайтом Inkazan.ru повесткой», — поделился с нами Ишмуратов.

При этом в разговоре с журналистом ИА «Татар-информ» Никита Ишмуратов назвал авторов другого, не менее известного в узких кругах РТ, канала «Аппаратная», который тоже внес свою лепту в расследование коллектива «Я просто текст». По словам главреда портала, канал, вероятно, курирует соучредитель резиденции креативных индустрий «Штаб» Ярослав Муравьев.

«Некоторые Telegram-каналы, за которыми, как мы считаем, стоит Ярослав Муравьев, несмотря на то что он неоднократно опровергал нам кураторство над ними, являются попросту сливными бачками для дезинформации. Хотя Telegram-канал „Аппаратная“, который тоже, по нашим данным, находится в его ведении, публикует интересную аналитику. Видно, что над ним работают профессиональные журналисты», — рассказал Ишмуратов.

Telegram читаю в последнее время с осторожностью

Авторы «Аппаратной» на обращения не ответили, а вот Муравьев над обвинениями главного редактора InKazan только посмеялся: «Вы издеваетесь, что ли? Никита (Ишмуратов — прим. Т-и) в своем мире живет, ему нравится. Я к таким проектам отношения не имею. Я их даже читаю в последнее время с осторожностью», — подчеркнул Муравьев в беседе с «Татар-информ».

Двое из «Шалтай-Бабая»

Коллектив канала «Шалтай-Бабай» признался ИА «Татар-информ», что их мини-редакция состоит из двух человек и никакого отношения к мэрии они не имеют. В переписке они также отметили, что интрига, вызванная анонимностью, всегда будет подогревать интерес окружающих и провоцировать попытки разоблачения криптоканалов.

«Нас обвиняли то в связях с мэрией Казани, то в сотрудничестве с аппаратом президента Татарстана, то в том, что мы проект федералов. Ни первое, ни второе, ни третье не соответствует правде. Хотите верьте, а хотите нет. Нам бы их ресурсы, мы бы сейчас входили в топ федерального телеграм-мейнстрима. Конечно, все тайное становится явным. Кто-то раскрывает себя сам, кого-то „расчехляют“, как известный канал „Неудаща“. Мы относимся к этому спокойно. Наверное, когда-нибудь и до нас дойдет очередь», — рассказали авторы «Шалтай-Бабая».

В самой мэрии Казани на просьбу прокомментировать связи с «Шалтай-Бабаем» ответили лаконично: «В ответ на ваш запрос сообщаем, что данная информация не соответствует действительности».

Криптоканалы о своей анонимности

Криптоканалы почти романтизируют свой анонимный статус и считают, что он задает особый тон в понимании информации. Автор, сознательно убирая себя из восприятия читателями материала, обеспечивает максимальный уход от субъективизации, считает коллектив «Шалтай-Бабая». Тем не менее они пояснили, что окончательно этого достичь нельзя. 

«Если кто-то излагает информацию, значит, она несет отметину его мыслей, ощущений, мировоззрения. И потом мы лишь анализируем процессы, стараемся не примешивать к контенту эмоциональную составляющую. Читателю нужен аналитический материал, а не сопли и слезы такого-то автора», — сообщили они.

«Деанонимизация очень модная в этой среде»

Можно заметить, что попытки криптоканалов раскрыть друг друга не отличаются особой изощренностью — демаскировщики в большинстве случаев основываются на собственных умозаключениях. В целом анонимы в популярном мессенджере довольно быстро просчитываются при желании, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Анонимность в Telegram весьма условная на самом деле. При этом каналы регулярно очень хорошо перепродаются, и это помогает вычислить источники слухов, сливов и даже вычленить блоки заказной информации, которая идет через канал. Деанонимизация очень модная в этой среде», — рассказал ИА «Татар-информ» Мухин, добавив, что разоблачения — тоже часть игры.


Журналист и экс-главный редактор «БИЗНЕС Online» Ринат Билалов уверен, что «разоблачения добавляют интригу», но, как он признался ИА «Татар-информ», большинству читателей они не так важны.

Доверять ли анонимным каналам?

Эксперты, опрошенные ИА «Татар-информ», разделяют мнение, что анонимность, за которой прячутся политические Telegram-каналы, не позволяет им доверять публикуемому контенту. Портал «Актуальные комментарии» опубликовал подробный материал под заголовком «Кризис политических телеграм-каналов», в котором известные политологи рассказали о том, почему этот тип распространения информации в существующем виде их не устраивает. Среди доводов – дезориентация в информационном пространстве, отсутствие ответственности за публикуемые материалы, реальное незнание внутреннего устройства российской власти.

«Это не самый надежный источник информации, хотя небезынтересный», — отметил директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин в беседе с ИА «Татар-информ» и посоветовал не строить информационную картину исключительно на Telegram-каналах.

Алексей Мухин уверен, что объективного метода оценить достоверность публикуемой информации нет, помогут только здравый смысл и логика. «В большинстве случаев все-таки мы имеем дело с дезинформацией, попыткой навязать определенную точку зрения», — отметил он.

Неоднородность контента

Ведущий аналитик «Минченко консалтинг» Кирилл Петров в беседе с ИА «Татар-информ» поделился, что старается минимизировать обращение к анонимным Telegram-каналам. Он отметил и неоднородность публикуемого на этих платформах контента.


«Получается, что необходимо каждое сообщение отдельно оценивать, нет какого-то знака качества, который бы говорил, что тот или иной анонимный канал всегда дает качественный материал, которому можно доверять. Более того, один канал может выдавать в один и тот же день совершенно разное качество материалов, в том числе откровенную чепуху. Может, потому, что их ведет не один человек, а редакция», — рассказал он.

Идеологизация татарстанских анонимов

Тем не менее Петров рассказал, что старается отслеживать появление региональных каналов. Татарстанские анонимы политолога не впечатлили. «Знаю, что и в Татарстане есть свои каналы, среди них оппозиционные, критические по отношению к власти. Есть, можно даже сказать, и националистический сегмент. Но в целом они идеологизированы, часто вместо предоставления актуальной информации проводят определенную идеологическую линию. Это снижает интерес к их чтению», — поделился мнением эксперт.

«У наших местных Telegram-каналов нет никакого инсайда»

Главный редактор интернет-журнала «Проверенный бизнес» и экс-главред «Реального времени» Сергей Кощеев признался, что читает в Telegram такие местные каналы, как «Неудаща», «Шалтай-Бабай», «Еду в Татарстан» и «БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ».

«Я считаю, что анонимные Telegram-каналы сильны своей анонимностью, и это единственная их сила», — заявил он.

Кощеев добавил, что ни в какой степени не доверяет их информации, а только обсуждает ее с друзьями. 

«У наших местных Telegram-каналов нет никакого инсайда, 99 процентов информации вторична, и еще 1 процент — это фейки, вбросы так называемые, которые они делают для того, чтобы повлиять на нашу местную региональную повестку. Это не та информация, которую они почерпнули из недоступных широкой аудитории источников на неких условиях. Это их мнение со ссылками на некие источники, которых нет», — рассказал Сергей Кощеев.

Главный редактор интернет-журнала также напомнил, что анонимные Telegram-каналы, работающие в таком формате, не являются чем-то новым или «супер-озарением»: подобное уже было в 2010—2011 годах в Twitter. «Были анонимные аккаунты, в которых публиковалась всякая „интересная“ информация, которую все обсуждали», — заметил он.


«Канал не нуждается в каких-то серьезных материальных вливаниях, поэтому мы не занимаемся «джинсой»

Анонимным Telegram-каналам тоже не чужда реклама. Правда, среди всех крупных республиканских ресурсов только «Неудаща» открыто публикует у себя рекламные посты. На данный момент под хэштэгом #реклама на канале размещено 13 постов. Как сообщил ИА «Татар-информ» коллектив криптоканала, рекламодатели самостоятельно переводят деньги на реквизиты Фонда «День Добрых Дел», «Зоозабота» или на карточку Евгении Валеевой, тренера молодежной сборной РТ по скалолазанию, которую в октябре Минспорт РТ лишил финансирования поездки на соревнования в Тюмень.

При этом еще в сентябре авторы канала говорили, что при достаточном количестве жалоб на рекламу они перестанут ее размещать. Последний раз оплаченный пост — реклама другого местного канала — появлялся на «Неудаще» 15 ноября.

«До ноября мы размещали рекламные посты, проходившие внутреннюю цензуру, за очень небольшие деньги — 1—1,5 тыс. рублей за пост. После консультаций с админами некоторых федеральных каналов мы пересмотрели подход к ценообразованию, теперь минимальная стоимость размещения начинается от 5 тыс. рублей за пост», — рассказали авторы «Неудащи».

Редакция канала «Шалтай-Бабай» (состоящая из двух человек) заявила, что за все время существования они ни разу не публиковали рекламу, «хотя предложений много». При этом на канале делают социальные репосты. «Помогаем каналам, которые просят нас о репосте. Конечно, не всех, только если их контент не противоречит нашим взглядам. Но это не значит, что мы против рекламы. Даже самые авторитетные СМИ, в их числе и государственные, уделяют место рекламе», — добавили авторы криптоканала.

Говоря о том, на что живет канал, авторы «Шалтай-Бабая» рассказали, что «канал не нуждается в каких-то серьезных материальных вливаниях, поэтому мы не занимаемся "джинсой"». «Нам не надо содержать штат, оплачивать офис и коммунальные платежи. Формат Телеграм-канала, наверное, самый удобный, мобильный и эффективный среди всех существующих информационных платформ», — отметили они.

В описании профиля «Аппаратной» авторы канала предупреждают, что не продают рекламу. Отметим, что последний пост на канале выходил  31 октября.

Заменят ли Telegram-каналы традиционные СМИ?

Всплеск интереса к телеграм-каналам, как считает ведущий аналитик «Минченко консалтинг» Кирилл Петров, связан не столько с тем, что они сильны и могут формировать повестку дня, а с тем, что все меньше сила традиционных СМИ. «Может быть, люди меньше смотрят телевизор, хотя социологически это не измеряется, а может быть, смотрят по-прежнему, но доверие падает. Важно зафиксировать, что есть спрос на дополнительный источник информации. В основном это касается людей, которые близки к принятию решений или владеют какими-то активами. Telegram-каналы интересны именно своей премиальной аудиторией», — рассказал он в беседе с ИА «Татар-информ».

С мнением о том, что анонимные Telegram-каналы заменят СМИ, категорически не согласен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «Telegram — это частная компания, которая принадлежит в значительной степени Павлу Дурову. Если он захочет его закрыть, ему придет конец. В этой связи никакой Telegram-канал не сможет заменить интерактивное телевидение. Тут принципиально иные цели, позиционирование среди аудитории», — отметил он.

Нередки случаи, когда на анонимных Telegram-каналах раньше, чем в отраслевых СМИ, появляется новость, которая потом находит подтверждение. Это «ставит СМИ в неловкое положение», считает директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин.

Такие случаи характерны и для Татарстана. К примеру, новость о том, что Марат Муратов может стать первым замом руководителя аппарата президента, появилась на канале «Неудаща» за 5 дней до официального назначения.

С другой стороны, отмечает Панин, иногда каналы публикуют «откровенную чушь». 

«Например, та же „Методичка“ писала, что в регионах ставят большие телевизоры на площадях, чтобы транслировать ситуацию из Москвы на праздновании 4 ноября, значит, 4 ноября Владимир Путин объявит о своем выдвижении в президенты России. Этого не случилось. Соответственно, тут нужно понимать, что авторы этих каналов являются заложниками собственных политических позиций. В том, что они пишут, больше отражается их отношение к происходящему, чем реальная информация», — поделился он с ИА «Татар-информ».

Главный редактор InKazan Никита Ишмуратов сообщил, что в издании стараются следить за всеми интересными каналами. «Сегодня Telegram-каналы становятся полноценными средствами массовой информации. Как и каждое из СМИ, каждый канал зарабатывает свою репутацию. Когда Telegram-каналом публикуется инсайдерская информация, которая впоследствии находит подтверждение, естественно, такой канал повышает очки в наших глазах», — подчеркнул Ишмуратов. 

«...они напоминают диссидентский самиздат 70-80-х годов»

Бывший главный редактор «БИЗНЕС Online» Ринат Билалов сравнил анонимные Telegram-каналы с диссидентским самиздатам. 

«О том, что телеграм-каналы заменят СМИ, я бы говорить не стал. Пока по своей роли они напоминают диссидентский самиздат 70—80-х годов. Как, например, анонимный канал может зарабатывать на рекламе? Именно зарабатывать, а не финансироваться каким-то заказчиком», — выразил он свое сомнение.



Вместе с тем Билалов добавил, что издателям надо понимать, что рост популярности Telegram-каналов — это серьезный сигнал о том, что у СМИ есть кризис идей и содержания.

Идею, что сегодня анонимные Telegram-каналы перехватили инициативу у СМИ, поддержал и источник ИА «Татар-информ» из среды политических экспертов. В частности, он отметил, что сегодня они отбирают хлеб у медиа, которые отрабатывают «оппозиционную» повестку. В первую очередь бум Telegram-медиа угрожает таким игрокам, как «Бизнес онлайн», «Реальное время» и «Вечерняя Казань», поскольку неизвестные авторы успешно зашли в поле этих СМИ и пока действуют гораздо более эффективно и свободно. 

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+