Безопасность превыше всего

23 Октября 2017

Прочитано: 3377 раз

Фото: Михаил Захаров
Автор материала: Динара Сиразеева
1 октября 1902 года по инициативе великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева была создана Казанская поверочная палатка №16, деятельность которой распространилась на Казанскую, Симбирскую, Вятскую и Самарскую губернии. С того дня берет отсчет метрологическая служба Татарстана, которой в этом году исполнилось 115 лет.

В настоящее время ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РТ» (ФБУ «ЦСМ Татарстан») является одной из крупнейших организаций практической метрологии в России, подведомственных Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарту). В состав Центра входят 24 отдела и лаборатории, четыре филиала в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Чистополе. Услугами учреждения ежегодно пользуются более 14 тысяч физических лиц и почти 7 тысяч предприятий. Поверке, калибровке и ремонту подвергается свыше 400 тысяч различного рода приборов и средств измерений. Уровень оснащения ФБУ «ЦСМ Татарстан» позволяет обеспечить метрологическим контролем практически все средства измерений, эксплуатируемые не только в нашей республике, но и в ряде регионов РФ.

Поверка приборов гарантирует нашу безопасность

Все мы очень требовательны к вопросам качества и безопасности: свежие продукты в холодильнике, проверенные лекарства, надежный и безопасный автомобиль. Но даже будучи щепетильным в таких вопросах, каждый рискует попасть впросак.

Так, продукты и лекарства могут испортиться по дороге в магазин и аптеку при несоблюдении температурного режима при перевозке. Из-за нарушения режима труда и отдыха уснувший водитель автобуса может попасть в аварию, а тормозная система в автомобиле откажет, поскольку была проверена неисправными приборами.


В связи с празднованием 115-летия Центра и Всемирного дня стандартов беседуем с директором ФБУ «ЦСМ Татарстан» Фаридом Туктаровым, чтобы понять, зачем нужны тахографы, сколько процентов пищевой продукции портится при перевозке, на какие моменты нужно обращать внимание при прохождении техосмотра и техобслуживании автомобиля, о роли системы Росстандарта в развитии и повышении государственной поддержки в вопросах качества.

– Для чего нужны тахографы?

– В июле Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ, где была затронута важная тема – безопасность пассажирских перевозок на автодорогах страны. Минтранс России сообщил, что число ДТП с участием автобусов за первую половину 2017 года выросло почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По статистике МВД России, за первое полугодие общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, выросло на 21 процент. Виновники ДТП нередко засыпают за рулем.

Речь шла и о тахографах – приборах для учета скорости и пройденного пути, а что самое важное – режима труда и отдыха водителей.

Еще ранее, в мае этого года, после вступления в силу Приказа № 55, Минтранс обновил и дополнил технические требования к тахографам. Теперь водителям запрещается использовать устройства, которые не прошли метрологическую поверку. В случае если поверка была проведена, должно быть оформлено свидетельство о поверке или сделана запись в паспорте тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки. Таким образом, у перевозчика будет документальное доказательство того, что тахограф исправен, а его показания верны.

 

Вопрос поверки тахографов очень важен, но в то же время проблематичен и напрямую связан с безопасностью перевозки пассажиров.

Сегодня на основании регламентирующих документов Минтранса России мы пытаемся выстроить механизм взаимоотношения с мастерскими по установке и обслуживанию тахографов, крупными предприятиями Татарстана, имеющими собственный автопарк, а также автотранспортными организациями, занимающимися перевозкой пассажиров. К сожалению, транспортники с неохотой реагируют на наши предложения. Хотя наш центр полностью укомплектован всем необходимым оборудованием и готов оказывать подобного рода услуги в установленном порядке с соблюдением всех необходимых процедур.

– На что надо обратить внимание в пунктах техобслуживания и техосмотра?

– Если вы являетесь обладателем «железного коня», то не понаслышке знаете о том, что такое технический осмотр и техническое обслуживание автомобиля. Так, на всех станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей применяется большое количество средств измерений. Чтобы быть уверенным в качестве выполнения всех диагностических и ремонтных работ, следует поинтересоваться, точны ли измерения. Это может гарантировать лишь свидетельство о поверке.

О том, что измерения должны выполняться только приборами, внесенными в государственный реестр средств измерений и имеющими действующее свидетельство о поверке, говорит Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поскольку это напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), на территории Республики Татарстан на сегодняшний день аккредитовано порядка 60 организаций, занимающихся техническим осмотром транспортных средств. В соответствии с Приказом Минпромторга России №1677 от 6.12.2011 утвержден перечень средств технического диагностирования и их основные технические характеристики. В данный перечень входит широкий спектр оборудования, это средства диагностирования тормозных систем, рулевого управления, двигателя, шин, внешних световых приборов. Все они подлежат метрологическому контролю – поверке и калибровке.   

Наш центр имеет возможность провести поверочные работы непосредственно на месте эксплуатации, специалисты выезжают на место со всем необходимым оборудованием. Поверка должна осуществляться через определенный промежуток времени – межповерочный интервал, который указан в паспорте оборудования. В среднем он составляет 1 год.

К сожалению, далеко не все операторы техосмотра уделяют должное внимание метрологическому обеспечению, используемому у них оборудованию.

Не лучше обстоят дела и у мелких станций техобслуживания (автосервисов). Хотелось бы им порекомендовать последовать примеру крупных организаций, которые регулярно сдают на поверку свои средства измерений. Это, несомненно, сделает движение на дорогах более безопасным.

– В вопросах безопасности дорожного движения огромное значение имеет соблюдение скоростного режима автотранспорта. Все мы знаем, что в последние годы на российских дорогах активно используются системы фотофиксации нарушений. Точны ли их показания?

– Да, конечно, все технические средства, используемые Управлением ГИБДД РТ для контроля скорости транспорта (фоторадарные и лазерные комплексы КРИС, АМАТА, Визир и др.), проходят поверку в нашем центре. Их погрешность не превышает 2–3 км/ч.

Кроме того, начиная с 2015 года нашими специалистами освоена поверка системы измерения скорости движения транспортных средств с видеофиксацией «АВТОДОРИЯ», принцип работы которой основан на использовании сигналов точного времени ГНСС/ГЛОНАСС.

На сегодняшний день проведена поверка более 750 единиц таких «радаров». Опыт Республики Татарстан по эксплуатации подобных систем уже применен в целом ряде регионов нашей страны – в Московской, Ленинградской, Калинградской, Свердловской областях, Республике Коми, Северной Осетии и др. Данная система является инновационной и призвана обеспечить повышение безопасности дорожного движения по автодорогам РФ.

– Где теряется качество продуктов питания?

– Существует два способа определения качества продукции. Во-первых, это процедура сертификации или декларирования. Что это означает? Товаропроизводитель приносит в орган по сертификации протокол испытаний своего продукта в лаборатории, на основании этого ему выдают сертификат соответствия. Практика показывает, что отклонение выявляется менее чем у одного процента продукции. Есть и другой способ определения качества – контрольная закупка. Теперь уже непосредственно потребитель или представители контролирующей организации приходят в магазин, закупают некий товар и сдают его в лабораторию на испытания. По данным некоторых экспертов, отклонение от установленных нормативов может составлять до 30 процентов.

Возникает вопрос: где же все-таки теряется качество продуктов? Первый ответ – не соблюдаются условия хранения в магазине. Есть и другой возможный вариант – присутствуют нарушения при транспортировке продукции.

Существуют жесткие правила транспортировки скоропортящейся продукции. По классической схеме вместе с продукцией должен вручаться протокол температурного режима, который соблюдался при транспортировке.



Одним из необходимых требований для получения в Росавтотрансе свидетельства на перевозку скоропортящихся продуктов является наличие на транспортном средстве терморегистратора. Этот прибор позволяет измерять температуру воздуха, вести ее запись и хранить полученную информацию. Терморегистратор следует поверять или калибровать, поскольку это будет гарантировать, что записи прибора верны.

В Татарстане пока только две организации обратились к нам за метрологическим обслуживанием, это тепличный комбинат «Майский», перевозящий свою овощную продукцию, и компания, оказывающая транспортные услуги «Макдоналдсу». Желательно, чтобы данная работа вошла в практику деятельности и у других предприятий. 

 

– Из-за чего медикаменты не действуют? 

– Терморегистраторы необходимы не только при перевозке пищевых продуктов, но и при транспортировке медицинских препаратов. Они позволяют вести мониторинг температурного режима на всех уровнях «холодовой цепи» при транспортировке и хранении термолабильной продукции. Если температурный режим не будет соблюдаться, то лекарственные свойства препарата могут быть потеряны. Периодичность поверки указана в паспорте прибора, а осуществить поверку или калибровку в ЦСМе можно в течение одного дня.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава РФ № 646н от 31.08.2016 в аптечных пунктах должны использоваться средства измерений, необходимые для регистрации температуры и влажности, – это термогигрометры или психрометры. К сожалению, из аптек (а их в Татарстане более 1500) приборы к нам на метрологическую поверку в последнее время практически не поступают. 

– На прилавках магазинов присутствует много продукции, на упаковке которой указано, что продукция изготовлена по ГОСТу. Можно ли этому верить?

– Вступление в действие Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» четко определило, что в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту применение и выполнение требований национального стандарта является обязательным для изготовителя.

Если на колбасе имеется маркировка, что продукция изготовлена по ГОСТу, то эта колбаса должна соответствовать всем требованиям этого ГОСТа.

Но, как мы знаем, не вся продукция, маркированная сегодня знаком ГОСТ, соответствует требованиям.

По итогам заседания Госкомиссии по противодействию оборота контрафактной продукции на российском рынке, которую возглавляет глава Минпромторга России Денис Мантуров, в Росстандарте создана «Национальная система сертификации» (НСС). Проведение работ по сертификации доверено государственным учреждениям, представительствам Росстандарта в регионах – центрам стандартизации, метрологии и испытаний. В Татарстане это ФБУ «ЦСМ Татарстан». У нас есть аккредитованные орган по сертификации продукции и испытательные лаборатории.

Мы государственная структура, с которой всегда можно спросить.

Главная задача Национальной системы сертификации – создание эффективной системы подтверждение соответствия продукции требованиям ГОСТ.

Участие предприятий-изготовителей продукции в НСС позволит повысить конкурентоспособность продукции на рынке, выделить продукцию на рынке из числа аналогов-конкурентов, путем использования маркировки продукции знаком «Национальной системы сертификации» РСТ.

Для потребителей продукции это доступность получения информации о качественной продукции. Сведения о продукции, качество которой подтверждено в НСС, оперативно отражаются на сайте Росстандарта в реестре информационных систем «Информация о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации».

По мере развития технологического обеспечения системы взыскательному потребителю станет легче определять, не пытается ли его обмануть производитель. На помощь придет, например, специальное мобильное приложение, которое, считав QR-код на упаковке, передаст на смартфон исчерпывающие сведения о заинтересовавшем товаре. Все это будет в недалеком будущем.

А сегодня уже активно ведется работа в Национальной системе сертификации. В 2017 году в шести регионах России был запущен пилотный проект по Национальной системе сертификации. В планах Росстандарта – с 2018 года полноценно внедрить ее по всей России.

Наша организация уже начала работы по приему заявок по сертификации продукции в Национальной системе сертификации на 2018 год. Пользуясь возможностью, хотел бы пригласить предприятия для участия в государственном проекте по подтверждению соответствия продукции требованиям национальных стандартов.

– Много лет подряд Республика Татарстан является лидером в реализации Программы «100 лучших товаров России», которой, кстати, в декабре этого года исполняется 20 лет. В чем успех и перспектива развития программы?

– Да, это так, и в этом году тоже на федеральный этап программы представлено 176 товаров и услуг, это значительно больше, чем у других субъектов Российской Федерации.

Залог успеха – тесное взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан и другими заинтересованными органами. Главное, нам удалось создать, в отличие от других регионов России, стройную общественно-государственную систему конкурса. Безусловно, в этом деле серьезным катализатором послужило принятие в декабре 2003 года распоряжения Кабинета Министров Республики «О проведении ежегодного конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан», который удачно и эффективно вписался в качестве регионального этапа Программы «100 лучших товаров России».

Отрадно отметить, что интерес товаропроизводителей, общественности и СМИ к нему растет, ежегодно увеличивается количество участников, расширяется география. Следует заметить, что 40% участников – это малый и средний бизнес.

В последние годы заметен стремительный рост количества участников в номинациях: товары производственно-технического назначения, услуги, художественные и народные промыслы. Безусловно, это заслуга наших партнеров по конкурсу: Министерства здравоохранения РТ, Палаты ремесел РТ, руководителей предприятий.

Но есть и проблемы, без решения которых тяжело и даже невозможно удержать лидерство в России.

Необходимо более широкое привлечение конкурсантов и организаций. Нужно на более высоком уровне выстроить медийное сопровождение конкурса, более широко привлекать к конкурсу продукцию прорывных направлений экономики и социальной сферы Татарстана – это IT-технологии, инновационные и импортозамещающие товары, высокотехнологичные изделия. Необходимо также привлекать такие сферы, как ЖКХ, строительство, туризм, ресторанно-гостиничный бизнес, которые сегодня делают робкие шаги в сторону конкурса.

Учитывая поддержку руководства республики, наше тесное взаимодействие с руководителями бизнеса, министерствами, ведомствами, контролирующими органами и всеми заинтересованными организациями, решение этих проблем нам по плечу.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+