Рафаэль Хакимов: Если бы не революция, вся Казань была бы в руках у татар

12 января 2017 // Прочитано 6777 раз

Портал sntat.ru приводит перевод интервью татарской редакции «Татар-информ» с доктором исторических наук, директором Института истории им. Марджани, академика, вице-президента Академии наук РТ, в котором он говорит о капитализме у татар и неправильности связывать генетику и нацию.

- Рафаил Сибгатович, в издании «Вестник Московского университета» были опубликованы результаты исследований под руководством Балановской. Авторы статьи утверждают, что сибирские, крымские татары и татары Поволжья имеют разное происхождение. Каково ваше мнение? Вы согласны с доводами авторов?

- Считаю, что генетика, анализ ДНК по Y-хромосоме и появление нации между собой никак не связаны. Есть такое понятие, как разная гаплогруппа. Y-хромосомы объединяются по гаплогруппам. Например,  у нас с вами может быть одна гаплогруппа. У другого человека - третья, у третьего - четвертая и так далее. В каждой нации они разные. Нельзя сказать, что у сибирских татар своя гаплогруппа, а у крымских или казанских - своя. Они так не разделяются. Каких только нет у татар. Нет лишь монгольских, непонятно почему. Остальные есть. Например, очень близки гаплогруппы мишар и евреев. Наша татарская очень близка по сравнению с русской. Имеется там R1a, а также R1b. Есть финская, азиатская. Но связывать генетику и нацию - в корне неправильно.

- К каким выводам можно прийти исходя из этого? Нужны ли такие генетические исследования?

- Да, но чтобы от них была польза, необходимо знать, во-первых, историю, а во-вторых, четко понимать, что такое нация. А биологи этого не знают. Поэтому и появляются вот такие искусственные теории, которые нам пытаются навязать как научное исследование. Но это не научно.

- В Татарстане ведутся исследования в этой области?

- Ведутся, но нет специальной программы. Кто хочет, сдает слюну, и получает результаты, которые потом публикуют. Мы тоже ведем такие исследования, но с научной стороны это тяжело. Сегодня отсутствует методология. Мы отправляем в Хьюстон, США. Там делают хороший анализ. В Казани этого нет. В Москве есть подобные центры, но к ним нет доверия. Они дают противоречивые данные. Кто платит, того и правда. Поэтому мы исследовали, что и как встречается в татарах. Иногда у человека бывает родословная. Но они не могут дать информацию о времени ранее XVII века, здесь родословная цепь прерывается.  А если хочешь копнуть глубже, то можно воспользоваться генетическим анализом, однако он не всегда дает достоверные результаты. Иногда он оказывается бесполезным. Этот метод нам интересен с точки зрения выяснения, откуда какие племена пришли в Поволжье. Например, мой очень редкий. Древний. Нашелся лишь один такой же человек в Татарстане, можно считать, во всей России. Он редкий и возможно, происходит от гуннов. Можно утверждать, что Рюриковичи - мои родственники. Они произошли с этих краев, а не из Скандинавии. Они, наверное, произошли из Поволжья, от финнов, марийцев. Во мне кажется, тоже есть эта кровь. Есть вот такие забавные вещи, но мы не называем это научным исследованием. Пока не дошли до такого уровня. А биологи, не стесняясь, говорят что хотят. Вот Балановская заявляет, что татар нет. А меня ты куда денешь? Вы тоже наверняка себя называете татарином. Потом, во время переписи населения татарами себя указали 5 миллионов человек. Это не связано с наукой.

- Получается, у нас генетика политизирована, как и история?

- Поэтому не говорим об этом открыто. Это тут же начинают использовать в политике и почему-то связывают с нацией. А это никак с нацией не связано.

- А сибирские, крымские и поволжские татары являются родственными народами?

- Конечно. Почему же они не родственные? В них встречаются разные гаплогруппы. Это не связано с национальностью. Нельзя сказать, что «эта гаплогруппа - татарская, эта - русская». Там сошлось все. Сколько народов соединились друг с другом в Золотой Орде, затем стали говорить на одном языке, создали общую культуру и сказали: «Мы - единая нация».  Говорят, R1a - русская гаплогруппа, но она в той же степени встречается в татарах. Говорят, R1a, R1b - европейские гаплогруппы. Например, на Алтае ее 55 процентов, у уйгуров - 30 процентов, узбеков те же 27 процентов, киргизов - 44 процента. А у европейских народов встречается даже меньше. И что, получается, что Европа - это Азия? Так что это сложная вещь и ее никак нельзя связать с национальностью.

- Будут ли в дальнейшем изучать эту область?

- Мы изучаем, хотя не шумим об этом. Если где-то нет источников, мы можем сравнить. Если здесь есть гаплогруппа татар (похожая есть на Алтае), возможно, они связаны. Если так глубоко копать, откуда она произошла - из Маньчжурии, Китая? Может, из других мест? Пока образцы на генетический анализ дали 300-500 человек, которые сами оплатили исследование. Такой программы нет. Мы говорили об этом с одним спонсором, он обещал помочь, но деньги пока не перевел. Если бы мы года три исследовали историю татар, возможно, были бы еще открытия. Но мы не торопимся о них рассказывать.

- Как вы считаете, можно ли рассказать историю народов таким образом, чтобы не пробудить межнациональную рознь? Если эти народы всегда воевали?

- Конечно, историю надо рассказывать объективно, как было. Должны быть ее источники. Мы, публикуя книгу, печатаем документ, на который ссылаемся. С ним трудно поспорить. Потом, у нас больше обращают внимания на то, кто кого больше побеждал. А как строили города? Как народ жил, как распространялась культура, шла торговля - об этом не говорят. А ведь народ больше занимался именно этим. Война - это лишь одно мгновение. Надо это учесть.

- Самая часто упоминаемая вещь - это взятие Казани. Как это событие должны преподносить народу историки, журналисты?

- Во-первых, необходимо широко осмыслить, откуда оно произошло. Например, если шел Иван Грозный, то во главе его стоял Шахгали. Татары. В те времена все конное войско было татарским. Понятно, что Иван Грозный, но не воевали лишь татары с русскими. Шла внутренняя война. Междоусобица. И даже после падения Казань не стала простой губернией. Она называлась Казанское царство. Поэтому, какой бы ни была война, ее нельзя показывать как русско-татарскую войну. С обоих сторон были как русские, так и татары. Надо смотреть с этой точки зрения. После взятия Казанского ханства многим татарам дали земли. Тех, кто воевал на стороне Ивана Грозного, даже мурз, перевели в христианство.

- Татары знают свою историю? Если да, то в какой степени?

- Нет, уже не знают. Только если старшее поколение. Молодежь вообще ничего не знает. К сожалению, по истории Татарстана ничего не знают. Мы это специально изучили. Мы издаем много книг, очень авторитетных. Получили государственную премию. Но если эти книги люди не читают, нам тоже не интересно. Поэтому изучили, что смотрит молодежь, чем интересуется. Они не читают книг, не смотрят телевизор, не слушают радио. У многих из молодежи дома нет телевизора. Они в интернете, в соцсетях. Мы тоже направляемся туда. Сейчас мы делаем ролики.

- К каким выводам пришли? Можете поделиться?

- Мы рассматривали с точки зрения присутствия признаков принадлежности к татарам. Как это определяется? Понятно, по языку. Но некоторые татары толком не знают Татарстан. Говорят по-русски, но «татарскость» сохраняется. Интересно, откуда это идет. Можно сказать, что это крепкий фактор. Для определения принадлежности к татарскому народу это стоит на первом месте. На втором - язык. Затем немного религия, но она больше связана или с историей, или с происхождением татар.

Религия сама по себе не рождает «татарскость». В мечеть ходят редко. Самое большее - 3 процента. Если учесть посещение мечети в пятницу и в праздники, то эти три процента, пожалуй, и наберутся. Потом, сильное влияние имеют татарская песня, танцы. Кто-то говорит «тюбетейка». Вот мы сейчас интенсивно работаем с татарскими мультфильмами. Если не начинать с этого, нельзя что-то изменить. Очень большой интерес вызывают мультфильмы, посвященные истории. Дети смотрят вместе с родителями и бабушками-дедушками. Это нас очень радует. Мы делаем всю историю в сериях.

- Кто пишет сценарии для этих мультфильмов и кому они посвящены?

- Где-то мы даем информацию. Но конкретно съемки мы поручили молодежи. С ними заключаем договор, и они сами снимают. Почему? Нам не нужно особо профессионально. Мы хотим получить вещи, которые влияют на молодежь, заставляют их пытаться что-то понять. Поэтому мы лишь консультируем. Они как-то спросили нас: «Как вы думаете?». Я сказал: «Нам интересно, как думаете вы». Я могу отвечать на ваши вопросы, дать материал. А вы сами пишите сценарий, снимайте ролики, найдите рисунки. Мы им оплачиваем работу. Вот такие у нас есть проекты. Мне нравится. Некоторые вещи мы делаем довольно простыми.

- Кого молодежь сегодня знает из истории?

- Из истории они помнят Ивана Грозного, Шаймиева, Минниханова. Если спросить их по истории, указывают Шаймиева и Минниханова.

- Где и среди кого были проведены исследования на эту тему?

- Мы их опубликовали. Это есть в книге. Мы изучали это в шести районах. Среди татарской молодежи. Некоторые фокус группы опрашивали на татарском языке, где-то - на русском. Это выпускники русских и татарских школ.

- Возраст?

- 25-30 лет. Работают в разных сферах, живут в разных районах. В Казани, Челнах, Альметьевске. Изучали также в обычных районах и деревнях. Мы хотели глубже узнать, в чем же выражается «татарскость». Там были также и небольшие беседы. Это дало нам направление, где еще нам надо исследовать. Мы не ограничимся этой статьей. Мы должны произвести некий продукт. Если он пойдет, его увидит в интернете молодежь, будет какой-то эффект. Поэтому мы сначала сделали пятиминутный ролик. Сейчас вот сделали по исламу. Сделали совместно с «Татармультфильмом». Сейчас делаем короткий фильм по истории. Затем проведем мониторинг, чтобы узнать, какая реакция. Нравится, интересно, смотрят ли, сложно ли понять, и т.д. Затем мы даем рекомендации министерству образования. Например, вернуть в школах кружки по краеведению. Мы итак проводим среди учащихся конкурсы по составлению родословной, по истории Татарстана, истории сел. Сейчас планируем совместно с министерством образования расширить эту деятельность. Также тесно сотрудничаем с министерством культуры. Поэтому есть надежда, что хоть что-то изменится.

- Почему вы считаете, что историю знают настолько плохо?

- Ее толком не преподают в школах. Учебники, спущенные из Москвы, тоже примерно такие. Хоть и есть в них региональный компонент, его очень мало. Или кто-то дает его, а кто-то нет.

- Помимо роликов, какие материалы готовит Институт истории на ближайшее будущее?

- Мы исследуем историю деревень. Это оказалось очень интересно и очень трудно. Мы выпустили большую историю в семи томах. Это труд, достойный гордости, но когда начали изучать истории деревень, мы поняли, что многого не знаем. Большая часть истории именно там. Как же татары стали так быстро расти? Если посмотреть, оказывается, у татар капитализм идет из деревни. Из Арского района. Во всем мире по-другому. Он начинался в городе. Только у татар - в деревне. Они делали ткань. Назывался кумач. Его очень любили. Они держали в руках 50 процентов рынка в России. Одна деревня в Арском районе обеспечивала кумачом всю Среднюю Азию. Это изумительно.

- Какая деревня?

- Нижняя Ура.

- Получается, что капитализм у татар начался в Нижней Уре?

 - Да. Вышла такая книга. Это для нас очень интересный, неожиданный факт. Когда мы начали заниматься историей, мы изучили, что и как делал простой человек, о чем он думал, как он жил. Мы нашли надгробия в Арском, Атнинсом районах, заново их прочитали, проверили кладбища. Некоторые камни нашли под землей. Подняли их. Обратились с заявлением, что эти камни надо сохранить. Многие камни были утеряны. Например, в Большом Менгере раньше были надгробия времен Казанского ханства, теперь нет. Без этого нельзя. На них можно найти довольно много имен. Например, мы говорим, что это крестьянин. А он не был крестьянином, а был мурзой, беком. А когда пришел Иван Грозный, их всех, кто сражался против него, записали крестьянами. Спрашивали, почему мы начали с Заказанья. Некоторые просили начать с них. «Татнефть» даже деньги дала, чтобы мы не забыли исследовать Альметьевск. «Таиф» призывал начать исследования с Дрожжановского района, обещал спонсировать. Но пока не исследуешь Заказанье, нельзя понять другие места. Торговцы из Заказанья начинали строительство Уфы. Они разошлись по многим краям. Они ходили до Бухары, Китая. Поэтому, не узнав о них, мы не можем узнать о других.

- А в Нижней Уре производили ткани?

- Да, вначале были приглашенные специалисты из Бухары. Они делали ткани, и обучали татар. Затем татары привезли станки, кажется из Бельгии, и стали обеспечивать всю Россию. Это самое начало XIX века. Капитализм начался в конце XVIII столетия. В XIX веке встает на ноги, а уже в ХХ веке татары становятся очень богатыми. Скупают пол Казани. Если бы не случилась революция 1917 года, то и вся Казань перешла бы в руки к татарам. У русских тоже были крепкие купцы, предприниматели, но они были старообрядцами. Это не официально. Очень интересно явление «белых богачей». Они строили мечети, медресе, обучали детей. Организовывали фонды и отправляли татар на обучение в заграницу, Европу. Вкладывая большие деньги в образование, просвещение народа, получали еще больше прибыли. Они получили доверие народа. Они никого не обманывали. Поэтому с ними все хотели работать. Следовательно, их состояние росло с каждым годом. У русских это тоже было. Честные, порядочные богатые люди, объединившись, вместе осуществляли большие проекты. Русские купцы Алафузовы, Александровы помогали также и татарам. Не было деления на татар и русских. Мы поддерживаем связь с родственниками Алафузовых. Они проживают в Греции. Мы также выпустили о них книгу.


Читайте также: 

Улицы Казани: самая туристическая названа в честь революционера Шейнкмана


Авторы: Рамис Латыпов, Фото: Султан Исхаков, Перевод Александра Долгова

Поделитесь с друзьями

14 комментарии

  • Комментировать alla 12 января 2017 написал(а) alla

    Очень интересная тема. Почему бы вам не начать публикацию статей по истории татарского народа?

  • Комментировать Антон Ведерников 12 января 2017 написал(а) Антон Ведерников

    Огромное вам спасибо, Рафаил Сибгатович ! За Ваш огромный труд во благо татарского и русского народов. Зур ряхмят.

  • Комментировать Руслан 12 января 2017 написал(а) Руслан

    Молодец Хакимов! Браво, уважуха!!!

  • Комментировать Гульшат 12 января 2017 написал(а) Гульшат

    Я тоже считаю что татар нет,это самоназвание прилипили после революции.Почему не изучается Джагфар тарихы?

  • Комментировать римма 13 января 2017 написал(а) римма

    Много нового узнала.Спасибо за просвещение.

  • Комментировать Дамир Наби 14 января 2017 написал(а) Дамир Наби

    Гулшат ! Неужели вам не говорили или не читали что этот ваш "ДЖ.Т." подделка ?
    Да, и не удивительно, что татары вот такими фальшивками питают свои мозги, и к чему удивляться что такими массовым количество идет ассимиляция, и не понимают даже что татары это отличный от европейцев древний народ с очень богатой на зависть всем народ с гордой историей, но совершенно не знающий ничего об этом, и не удивительно что им подсовывают всякие подделки... и татары попадаются на эти сети. И не надо забывать и помнит что без знания истинной истории любой народ исчезнет, а в этом немалые силы заинтересованы

  • Комментировать Раф 15 января 2017 написал(а) Раф

    Где найти татарские мультфильмы? Подскажите.

  • Комментировать ляля 15 января 2017 написал(а) ляля

    Очень интересно, мы смотрим телевизор, но не знаем или программу передач или же не знаем о существовании таких передач...,я бы хотела еще больше знать..., прочла в одном дыхании. Спасибо!

  • Комментировать Георгий 15 января 2017 написал(а) Георгий

    Кроме Гумилева мало кто из историков, писавших по истории России, широко известен, почему бы татарской академии наук не поделиться с общественностью своими изысканиями.

  • Комментировать Сргей 15 января 2017 написал(а) Сргей

    Все хотят, чтобы подняли зарплату. Что толку? Предприниматели все вытянут! Почему никто не требует снизить цены на бензин, диз. топливо (сразу упадет цена перевозки), снизить тарифы на газ, электроэнергию, воду, мобильную связь (иначе ЖКУ все "съедает")? Пора правительству стукнуть кулаком по столу!!! А то пенсии, зарплаты не повышаются, даже доллар падает, а цены на все растут! С какого перепугу?

  • Комментировать Гена 15 января 2017 написал(а) Гена

    может вдруг захотят сдать образцы на генетический анализ укажите куда для желающих

  • Комментировать Наталья Анатольевна 29 января 2017 написал(а) Наталья Анатольевна

    История Татарстана и его народов очень своевременна мы русские но приехали строить Камаз по комсомольским путевкам и вот уже почти полвека живем в Набережных Челнах и очень любим свой город , Наши дети и внуки родились и выросли здесь и это их Родина и они должны изучать свой край его историю, в детях все должно закладываться в школе историю родного края изучать надо глубже чаще по телевидению местному транслировать исторические передачи Спасибо и Низкий поклон , Без уважения и знаний о прошлом у народа нет будущего!

  • Комментировать Наталья. 31 января 2017 написал(а) Наталья.

    Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.

  • Комментировать доктор исторических наук Р.Х. 17 февраля 2017 написал(а) доктор исторических наук Р.Х.

    Къырымлы - крымцы ничего общего не имеют с поволжскими и сибирскими татарами. У нас разные этнические корни, разная культура, отличные ценности. Музыка поволжских татар построена на пентатонике. Крымская музыка относится к другой цивилизации. Не стоит нас загонять в некий вымышленный татарский супер этнос. Время расставит все на свои места. Если разговор идет о родстве украинцы генетически ближе чем татары Поволжья

Оставить комментарий