Как смастерить универсального робота за десять дней и завоевать серебро в Абу-Даби

1 Ноября 2017

Прочитано: 486 раз

Фото: из архива Дмитрия Фомина
Автор материала: Наталья Рыбакова
Робот из Набережных Челнов покорил жюри чемпионата JuniorSkills 2017. Универсальный комбайн за рекордный срок собрали два девятиклассника.

О том, как ребята шли к победе, ИА «Татар-информ» рассказали их педагоги.

Ученики девятого класса  лицея № 36 Владислав Хобт и Илья Макаров из Набережных Челнов прославились на весь мир. Они смастерили проворного робота. Машина собирает урожай на поле, отвозит в складское помещение и раскладывает все по полкам. Такой помощник незаменим в сельском хозяйстве и на любом складе. Талантливые школьники заняли второе место на соревнованиях JuniorSkills 2017 по компетенции «Мобильная робототехника 14+»  в октябре в Абу-Даби. Лицеистов подготовили тренер Дмитрий Фомин и преподаватель Нина Трофимова.

– Мое знакомство с ребятами состоялось в 2014 году, когда они пришли в школьный кружок по робототехнике. Я сразу разглядел в них большой потенциал. В 2014 году школьники заняли третье место на первых российских соревнованиях JuniorSkills. В робототехнике нельзя быть равнодушным человеком. А эти ребята получают задание и стараются не просто его выполнить, а воплотить новые идеи, творить, – рассказал Дмитрий Евгеньевич.

Путь к JuniorSkills 2017 для ребят был долгим. Команда набережночелнинского лицея прошла серию отборочных соревнований, в том числе региональных, также национальные в Краснодаре. В августе молодые люди прошли специальное обучение по компетенции «Мобильная робототехника» на базе Всероссийского детского центра «Смена» в Анапе, а в сентябре стали участниками промежуточных учебно-тренировочных сборов в Москве. Для участия в JuniorSkills они освоили новый язык программирования «Робот С».

Робота собрали и разобрали в рекордно короткий срок  

Во время подготовки к JuniorSkills 2017 ребята рассматривали разные варианты роботов, но остановились на одном. Машину собрали буквально за десять дней до выезда в Абу-Даби. Она предназначена для уборки урожая в сельском хозяйстве. Универсальный комбайн собирает предметы, перемещается через подвижной мост и раскладывает собранный урожай на складе.

«На поле находятся 28 шестигранников. Робот собирает их максимальное количество и приносит на склад. Собранный урожай машина должна разложить по трехэтажным  стеллажам. Чем больше предметов машина принесет, тем больше баллов заработает команда. 90 секунд дается на перенос изделий в автономном режиме и еще 90 секунд – на работу в ручном управлении, с помощью джойстика», – пояснил Дмитрий Фомин.  

Знаменитого робота ребята привезли в Казань в разобранном виде. Хранить его в лицее как память об успешном участии воспитанников в мировом чемпионате, увы, никто не собирается. С разобранными деталями машины теперь будут работать другие участники робототехнического кружка, выполняя новые задачи. 

Инженерный журнал из 90 листов на техническом английском

Соревнования JuniorSkills проходили с 14 по 19 октября в ОАЭ по трем компетенциям: электромонтажные работы, мобильная робототехника, графический дизайн. По каждой из них золото завоевала сборная WorldSkills Russia Junior, в состав которой вошли два представителя Набережных Челнов. Тренер наших соотечественников считает, что задания на соревнованиях были не очень сложные.  Основная трудность заключалась  в том, что все мероприятия проходили на английском языке.

«Задание, презентация, инженерный журнал – все на английском. Для меня это было достаточно сложно, но ребята знают язык лучше. За задания я не переживал. В робототехнике доля успеха зависит от везения и случая. Мои воспитанники были готовы устранить и исправить возможные сбои программы», – отметил тренер. 



В инженерный журнал команда заносила все, что делала во время подготовки к заданию. Этот документ показывает, как ребята готовились, какие проблемы возникали и как они решались. Журнал состоит из 90 листов, и в нем отражена кропотливая работа за три месяца. Записи делались сначала на русском языке, а потом были переведены на английский. Стоит отметить, что технический английский язык во многом отличается от разговорного и гораздо сложнее.

Мечта о роботе-футболисте и творческие эксперименты

Владислав Хобт занимается робототехникой уже три года. Он призер региональных соревнований, победитель III Национального чемпионата JuniorSkills, призер соревнований «Инженерные кадры России» (ИКаР) всероссийского фестиваля «Робофест». Участвует в олимпиадах по физике, математике и другим предметам.

«Влад Хобт – очень упертый парень в хорошем смысле этого слова. Это творец по механике, технарь, который любит экспериментировать. Он работает творчески, с головой, и под поставленные задачи. Парень максимально самостоятелен, но всегда считается с моим мнением. Это очень грамотный и работоспособный ученик, который работает качественно и максимально эффективно», – с гордостью говорит о своем воспитаннике Дмитрий Фомин.

Илья Макаров поступил на учебу в лицей № 36 Набережных Челнов в пятом классе. Занимается робототехникой с 2014 года. Выступал  на Всероссийской робототехнической олимпиаде (WRO) с творческим проектом и занял второе место.

«Илья Макаров  занимается робототехникой все свое свободное время, даже на переменах. Помимо робототехники интересуется футболом и поэтому очень хотел сделать робота-футболиста. Это была его заветная мечта. Илья его собрал и в прошлом году на городских соревнованиях занял первое место. За прошедшие годы лицеист участвовал в большом количестве соревнований. Ездил в Петербург на международные соревнования с роботом-сумоистом. Илья успешен в творческой робототехнике, у него разнообразные идеи. Мальчику во многом помогает его папа, который работает конструктором», – сообщила классный руководитель ребят, преподаватель информатики Нина Трофимова.

Что нужно делать педагогам и родителям, чтобы вырастить гения

Педагоги талантливых ребят уверены, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Нужно обращать внимание на все их стремления и приветствовать любое желание заниматься каким-либо делом.

У нас в лицее  многие ребята занимались робототехникой, но только целеустремленные добились успеха. Эти ребята имеют возможность заниматься робототехникой постоянно, для них вход в наш профильный кабинет постоянно открыт. Ученикам нужно создавать специальные условия в школах, а родителям нужно выявлять и развивать таланты в своих детях», – считает Нина Владимировна.

Педагог лицея отметила, что ребята  перед первыми российскими соревнованиями могли заниматься в учебном заведении  с тренером иногда до полуночи. Их родители относились к таким большим нагрузкам спокойно и с пониманием, старались помочь и поддержали во всем.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+