Педагогов Татарстана обучат оказанию первой помощи: разбираемся, зачем и для чего это надо

02 февраля 2017 // Прочитано 1935 раз

В республике началась реализация уникального для России проекта «Иминлек» по обучению работников образования навыкам оказания первой помощи. Что это даст педагогам и что важно знать, чтобы провести первые самые необходимые доврачебные мероприятия, выясняла журналист Эмма Ситдикова.

Татарстан впереди планеты всей

Летом 2016 года в федеральный закон «Об образовании» была внесена поправка, в соответствии с которой все педагогические работники должны быть обучены навыкам оказания первой помощи «для обеспечения безопасности и сохранности детей во время их пребывания в образовательных учреждениях». До сих пор, несмотря на то, что наличие таких навыков было прописано в должностных инструкциях учителей и воспитателей, системной работы по их обучению азам первой помощи не проводилось.

Татарстан стал первым российским регионом, где реализация новой поправки в федеральный закон проводится масштабно, в рамках проекта «Иминлек». Программа разработана образовательным центром высоких медицинских технологий при поддержке министерства здравоохранения и министерства образования и науки Татарстана. Проект одобрен президентом республики Рустамом Миннихановым.

1pomosch

Программа состоит из двух этапов: теоретической части - видеоуроков, позволяющих педагогам не отрываться надолго от работы и практической части  - отработки полученных знаний на практике в рамках 8-часового тренинга на самых современных симуляторах-манекенах под контролем инструкторов.

Первые ласточки

Первые группы, состоящие, как правило, из 25-ти работников образования уже приступили к обучению. С организацией учебного процесса ознакомились министр здравоохранения РТ Адель Вафин и начальник отдела развития дополнительного образования министерства образования и науки Татарстана Роза Шаяхметова.  

7pomosch

- Как вам занятия? Когда в последний раз что-то подобное проходили? - поинтересовался глава Минздрава у учителей.

- Когда студентами были, - отвечали почти хором педагоги.

- Навыки оказания первой помощи могут пригодиться не только в школе или детском саду, в любом месте. Иногда первая помощь играет ключевую роль в спасении человека, - продолжил наставлять учителей министр здравоохранения.

Адель Вафин призвал их со всей ответственностью подойти к учебному процессу.

- Это не игра. Когда речь идет о спасение чьей-то жизни - это очень серьезно, - добавил глава ведомства.

Педагоги снова в унисон благодарили министра за возможность посетить курсы по навыкам оказания первой помощи.

Тем временем, представитель минобрнауки сообщила журналистам, что в Татарстане около 60 тысяч работников образования.

- Мы думаем, что в течение трех лет все категории работников образования: воспитатели, заведующие детскими садами, учителя, директора школ, работники профессионального образования пройдут обучение по оказанию первой помощи. В этом году такие курсы посетят 18,5 тысяч педагогов, - уточнила представитель министерства.

По словам Розы Шаяхметовой, обучение будет проходить не только в Казани на базе Центра высоких медицинских технологий. Инструкторы планируют выезды для проведения таких занятий в Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу.

2pomosch

Педагоги понимают необходимость обучения навыкам оказания первой помощи, ведь большую часть времени с детьми проводят сегодня именно они.

- Ситуации бывают разные и медицинские работники не во всех образовательных учреждениях есть. Три года назад мне довелось оказывать помощь ученице. Во время урока у нее начались судороги. Дети, да и я сильно испугались, но не растерялись. Освободили парту, уложили ребенка. Пока один ученик побежал вызывать «скорую», второй - в столовую за горячим сладким чаем с лимоном. Я с другими ребятами открыла окно и дверь, чтобы в кабинете был воздух. К счастью, скорая помощь быстро приехала. Медики сказали, что все наши действия были правильными, - поделились своим случаем учитель татарского языка и литературы школы №55 Казани Нафиса Самарханова.

По мнению педагога, эти курсы необходимы, учитывая, что сейчас много и больных, и гиперактивных детей.

Чему учат на курсах, и какие знания могут спасти жизнь?

Педагоги есть педагоги. К обучению подошли добросовестно. На занятия пришли, что называется вооруженные до зубов - кто-то успевал конспектировать слова инструкторов, а некоторые даже снимали происходящее на мобильный телефон.

Практические навыки педагоги отрабатывают на симуляторах-манекенах или друг на друге. Инструкторы разбирают все возможные ситуации, которые могут произойти как в учреждениях образования, так и в жизни. К примеру, если ребенок подавился чем-то, или сунул горошину или другое инородное тело в нос, остановилось сердце, случился приступ диабета или эпилепсии. Обучают сердечно-легочной реанимации, когда у человека нет признаков жизни: ни сознания, ни дыхания, ни пульса.

4pomosch

Инструкторы учат оказывать первую помощь без медикаментов. Например, рассказывают, как сбить высокую температуру ребенку. Лекарства могут вызвать аллергию, поэтому до приезда скорой помощи рекомендуют в этом случае наложить на лоб холодную повязку, а также положить холод под подмышки и на локтевые сгибы.

Инструктор-методист проекта «Иминлек» Елена Тюкалова уже 18 лет обучает людей оказывать первую помощь. По ее словам, все взрослые в той или иной степени владеют навыками оказания первой помощи, но уровень знаний у всех разный, многие заблуждаются, думая, что делают все правильно. 

- Первый вопрос, который мы задаем своим курсантам - приходилось ли им когда-либо оказывать первую помощь? И когда люди начинают делиться своими историями и рассказывать, как они оказывали помощь, либо им оказывали помощь, видим много ошибок, мифов, которые присутствуют в обществе. На этих житейских историях мы объясняем, как необходимо действовать, разбираем все и показываем, что было сделано правильно и какие ошибки были совершены, чем они могли быть чреваты, - поделилась Елена Тюкалова.

Одна из частых ошибок при оказании первой помощи при носовом кровотечении - попросить человека запрокинуть голову назад, что делать нельзя, говорит инструктор. Эти действия производятся для того, чтобы попросту не испачкать одежду.

- Мы учим правильно останавливать носовое кровотечение. В этом случае нужно усадить человека, зажать переносицу, положить на нее холод, голову нужно опустить вниз и поставить по возможности емкость, чтобы видеть, сколько крови человек потерял. Приедет медик и оценит, какова кровопотеря, - добавила Елена Тюкалова.

6pomosch

Очень много ошибок люди совершают при оказании помощи больному эпилепсией при приступе у него.

- При эпилепсии есть две фазы, когда человек в судорогах. В этот момент все тело напряжено и язык стоит как свечка, а люди пытаются разжать челюсти, просовывают ложки - они бояться, чтобы язык не запал и тем самым наносят травмы пострадавшему.  Он не западет в этом случае. А вот во втором этапе, когда все тело обмякает, язык может запасть. Мы используем классический  прием - кладем пострадавшего на бок. В рот не лезем ни в коем случае, - рассказала еще Елена Тюкалова.

При проверке сознания пострадавшего инструкторы рекомендуют не трогать человека, не хлопать его по щекам и трясти, чтобы опять же не нанести травмы.


Четыре принципа оказания первой доврачебный помощи

1. Осмотреть место происшествия, чтобы убедиться, что нет опасности спасателю и оценить обстановку, понять приблизительно, что произошло с пострадавшим

2. Произвести первичный осмотр пострадавшего - проверить в сознании ли он,, есть ли дыхание и пульс

3. Вызвать скорую помощь и начать оказывать доврачебную первую помощь

4. Повторно осмотреть пострадавшего на наличие травм, ожогов и др.

Важно знать и помнить

Чтобы оценить ситуацию и приступить к оказанию первой помощи пострадавшему у человека есть одна-полторы минуты.

Клетки головного мозга начинают отмирать через 4-6 минут. Столько же времени есть на спасение жизни человека при остановке сердца.

Практические занятия проходят в течение одного дня. По завершении курса обучения слушатели сдают зачеты и получают сертификаты Образовательного центра высоких медицинских технологий.


Читайте также: Адель Вафин запускает «Корпоративный университет» для медработников 



Авторы: Эмма Ситдикова, Расих Фасхутдинов

Поделитесь с друзьями

2 комментарии

  • Комментировать Алсу 02 февраля 2017 написал(а) Алсу

    Значит разговоры о том, что будут убирать медиков из школ и детских садов - правда?

  • Комментировать Екатерина 06 марта 2017 написал(а) Екатерина

    На платной или бесплатной основе педагоги проходят обучение?

Оставить комментарий