В Татарстане будущему учителю математики составят портфолио

24 декабря 2016 // Прочитано 687 раз

Исследовательская группа КФУ уверена, что это поможет студентам более осознанно подходить к учебе.

Научить математике детей - дело непростое, но до этого нужно подготовить учителей, которые смогут интересно и доходчиво донести материал. Своеобразную реформу в обучении молодых педагогов начали на кафедре теории и технологий преподавания математики и информатики института математики и механики им. Лобачевского КФУ. Здесь занимаются разработкой методического портфолио будущего педагога. Исследовательская группа из трех кандидатов наук, доцентов считает, что оно поможет студенту самому выстраивать направления работы, добавит больше творчества в обучение. Уже два года ученые изучают, насколько будущие учителя математики готовы к тому, чтобы стимулировать детей получать новые знания.

- Портфолио на сегодняшний день является одной из востребованных форм подготовки будущих учителей. Благодаря его использованию, у студентов появляется возможность самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории собственного обучения и развития, - говорит один из разработчиков проекта, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики КФУ Эльмира Фазлеева.

Что такое портфолио?

Это систематический и специальным образом организованный сбор доказательств, с помощью которого студент может проследить собственные достижения, лучше оценить свои возможности, представить их на конкретном этапе преподавателю. Последний может оценить, насколько студент готов к тому, чтобы сподвигнуть школьников получать новые знания. Будущие учителя математики уже составляют портфолио на третьем, четвертом и пятом курсах, когда изучают методики обучения математики, и во время прохождения педагогических практик.

- Я пришел в школу в 2012 году. На самом деле основная моя специфика - это физика. К тому же я учился в институте физики, а затем прошел педагогическую переподготовку. Одно дело, я знаю математику, но совсем другое, как передать эти знания детям? Обязательно должна быть методика, которую я постоянно прорабатываю, - рассказывает учитель физики и математики школы №119 Казани Сергей Родыгин.

По его мнению, именно правильно проработанная методика поможет заинтересовать учащихся, выработать привычку познавать. Что касается создания портфолио на этапе обучения будущих педагогов, то Сергей уверен, что это правильный шаг, который поможет выработать больше осознанности у студентов.

- Именно учителям нужно особенно внимательно подходить к выбору профессии, а не как это бывает у многих с бухты-барахты. Некоторые учатся и до последних курсов не знают, будут ли работать по специальности. Портфолио поможет ребятам определиться, главное, чтобы при его заполнении не было формального отношения, - считает учитель физики и математики.

По его мнению, тут многое зависит и от педагогов в вузе, которые должны озадачить студентов, помочь им выстроить подготовку и избавиться от мыслей, что я здесь случайно оказался. К тому же портфолио поможет учитывать то, что меняются подходы к образованию, и учить детей по старинке уже не получится. Молодой учитель физики и математики уверен, что любой педагог в принципе должен постоянно думать о том, что он делает, как это можно усовершенствовать, каких результатов он добился.

Учителям не хватает навыка «научить учиться»

Разработка методического портфолио для студентов продолжается, поэтому оно, по мнению разработчиков, может полноценно отразить, как развиваются профессиональные качества у будущего учителя математики.

- К концу курса каждый студент имеет полностью сформированную папку-портфолио. Скорее всего, благодаря именно ему происходит осознанное освоение знаний, - добавляет Эльмира Фазлеева.

Разработка должна помочь подготовить более заинтересованных педагогов. Это как раз ответ на одно из замечаний директоров школ на молодых учителей.

- У выпускников вузов недостает следующих знаний: требования по проведению современного урока («научить учиться»), не хватает знаний по педагогике, методике, психологии, есть замечания к самообразованию, - объясняет руководитель пресс-службы министерства образования и науки Татарстана Алсу Мухаметова.

В ведомстве на это есть свои решения: нужно организовать педагогическую практику в школах с первого курса, а не на последнем как сегодня, вернуть государственные экзамены по педагогике, методике и психологии, это хлеб учителя. Пока школы получают выпускников педвузов, которые не совсем готовы к работе, и это признают в министерстве.

Подготовить более заинтересованных учителей математики в Татарстане рассчитывают, в том числе с помощью республиканского проекта целевого обучения «Стипендиальная поддержка студентов педагогической направленности» на учителя математики. Только в этом году в нем приняли участие 95 человек, из них 15 человек будут работать в школах с татарским языком обучения. Для студентов, которые принимают участие в этом проекте, заявляют высокую планку: результат ЕГЭ по каждому предмету должен быть не менее 70 баллов. На них возлагаются и определенные обязательства, например, хорошо учиться в вузе, а после окончания вернуться в свой район и отработать в школе пять лет. Студентов-целевиков ждут и бонусы в виде стипендии в 15 тысяч рублей ежемесячно на протяжении всей учебы. Больше всего такая программа пользуется популярностью в Тукаевском, Черемшанском, Альметьевском районах и Набережных Челнах.

- Проект не только поможет подготовить тех, кто действительно заинтересован в преподавании, но и покрыть нехватку учителей математики. На начало учебного года потребность в них в школах Татарстана составила 84 человека, - приводят цифру в пресс-службе министерства образования и науки республики.

Эту учебную нагрузку распределили между работающими учителями, привлекли педагогов пенсионного возраста.

Сколько всего?

В Татарстане 2725 учителей математики, из них 2496 - женщины. Процент молодых учителей математики в возрасте до 35 лет составляет 20,6% от общего числа педагогов этого предмета в школах.


Читайте также: Родителям Казани разъяснили, где смотреть температуру, чтобы решить ходить или не ходить в школу


Автор: Юлия Косолапкина

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий