В Татарстане школы начали переходить на триместровую систему обучения

07 января 2016 // Прочитано 2446 раз

Портал sntat.ru, выяснил все плюсы и минусы нового эксперимента.

Школа №23 Казани первая в республике начала эксперимент. Учебный год здесь разбили не на четыре части, как в обычных школах, а на три. То есть вместо привычных четвертей здесь триместры.

«А как же каникулы? Их тоже сократили? Нет, мы не согласны», - наверняка думают сейчас школьники и их родители. Каникул в традиционном понимании при триместровой системе обучения меньше - кроме летних это осенние (в конце ноября) и зимние (в конце февраля). Но в итоге школьники отдыхают на пару дней в году больше, так как каникулами, например, не «съедаются» ноябрьские праздники. Плюс к этому у ребят есть еще так называемые  «рабочие каникулы». Это шесть дней отдыха в каждом триместре, в которые школьник может отдохнуть, если у него нет «хвостов», если есть затруднения - подтянуть знания. Олимпиадники, если хотят, в это время могут дополнительно заниматься с педагогом.

- У ребенка появляется осознанное отношение к обучению. Он может выбирать - либо я работаю полноценно в процессе триместра и отдыхаю в каникулы, либо я халтурю, но работаю в каникулы. Но в любом случае это более щадящая система, нежели традиционная четвертная, - уверена замдиректора по учебно-воспитательной работе Резеда Шигапова.

Триместровая система обучения считается здоровье сберегающей. По итогам первого года эксперимента в 23-ей школе заболеваемость у детей уменьшилась на 43 случая. Результаты второго года эксперимента должны быть еще лучше, надеются педагоги. 

- Биологические ритмы человека устроены так, что 5-6 недель мы можем работать нормально, а затем начинаем уставать и наша эффективность труда снижается. Четвертная система не учитывает этих биологических ритмов. В ней вторая четверть короткая, а третья длинная - это огромный стресс. К тому же третья четверть приходится на самый неблагоприятный период - зима, авитаминоз, повышенная заболеваемость. Дети начинают реагировать - становятся нервозными, устают, начинают болеть. Ученые даже ввели термин «синдром третьей четверти». А триместровая система обучения балансирует периоды труда и отдыха. Мы 5-6 недель работаем, затем недельные каникулы, - объясняет Виктория Роженко, психолог школы №23.

Следствие хорошего самочувствия - хорошая успеваемость. По итогам первого года эксперимента, она выросла, хоть и незначительно.

Результаты ОГЭ (средний балл)

Русский +0

Математика  +0,43

Результаты ЕГЭ (средний балл)

Русский +2,9

Математика -3*

*понижение среднего балла объясняется тем, что из 47 учащихся 41 сдавали предмет на профильном, более сложном уровне.

- Важный момент триместровой системы - это объективность выставления годовой оценки. При четвертной системе возможна комбинация парных отметок. Например, 5,4,4,5 или 3,4,3,4 и учителю трудно вывести годовую оценку, тут может возобладать не справедливость, а личное отношение педагога к ребенку. Триместровая система удобнее еще и потому, что ученики получают за триместр больше оценок, чем за четверть, можно объективнее оценить знания, - говорит директор школы Альбина Шакирзянова.

Впрочем, несмотря на неоспоримые плюсы, триместровой системой довольны не все. По результатам опроса учителей школьников и родителей, только педагоги практически полностью поддержали эксперимент.

Довольны триместровой системой

Учителя 96,2%

Ученики 66,3%

Родители 68,4%

- Главный недостаток, который отмечали дети и родители - это то, что каникулы в нашей школе не совпадают с каникулами в спортивных, музыкальных, художественных школах и с каникулами в большинстве других общеобразовательных школ, если дети в семье учатся в разных школах, - комментирует результаты анкетирования психолог школы.

Точно такая же проблема была в школе №17 Димитровграда, которая пять лет назад одна из  первых в России перешла на триместровую систему. Решили ее просто. По окончании первого года эксперимента ее примеру последовали еще две школы, а с 2014 года, оценив итоги первопроходцев, абсолютно все школы города перешли на триместры. В 2015-м году по этой же схеме начали обучаться все школьники Звенигорода и Воскресенска Московской области, многие школы Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана. В Татарстане по триместрам кроме школы №23 в этом году начали учиться в школе №71 Казани и в лицее им. Карпова Зеленодольска. В 23-ей школе эксперимент будет длиться до 2017 года, потом решат, какой системе отдать предпочтение.

Официально

Комментарий министерства образования и науки Татарстана:

Согласно закону «Об образовании» школы вправе самостоятельно устанавливать режим обучения по согласованию с органами местного самоуправления. Главное, чтобы соблюдалось количество учебных недель - не менее 34-х во 2-9 классах и количество каникулярных дней - не менее 30 дней и не менее 8 недель летом.   

График каникул при триместровой системе обучения 

Учебные периоды

Срок начала и окончания триместра

 

Рабочие каникулы

 

 Каникулы

I триместр

01.09.2015 – 21.11.2015

12.10.2015 – 15.10.2015

4 дня

Каникулы

23.11.2015 – 29.11.2015

7 дней

II триместр

30.11.2015 – 20.02.2016

01.01.2016 – 07.01.2016

7 дней

Каникулы

22.02.2016 – 28.02.2016

7 дней

III триместр

29.02.2016 – 31.05.2016

13.04.2016 – 17.04.2016

5 дней

Итого

 

 

30 дней

Автор: Дарья Турцева

Поделитесь с друзьями

1 Комментарий

  • Комментировать Елена 08 января 2016 написал(а) Елена

    На сколько я понимаю, с 29.12.2015 года уже действует новая редакция закона об образовании в данной редакции отражены действующие изменения.

Оставить комментарий