Энгель Фаттахов: Чему может научить педагог, который не набирает по своему предмету 30 баллов?

22 декабря 2015 // Прочитано 2467 раз

Министр образования и науки Татарстана провел итоговую пресс-конференцию и рассказал о планах на будущий год.

Программа «Килечек»

2015 год завершает пятилетку программы «Килечек». Каждый год для ее реализации выделяли 1 миллиард 900 миллионов рублей. Это огромные средства, ни в одной республике нет такой программы. Она сделала свое дело по материально-техническому обеспечению, кадровому вопросу, по методике. Мы съездили во много стран, где система образования представляется ведущей - Сингапур, Южная Корея, Германия, Великобритания, Финляндия, посетили около 10 российских регионов. С уверенностью могу сказать, что по материально-технической части не уступаем этим странам, а по некоторым позициям опережаем.

ЕГЭ

По результатам ЕГЭ Татарстан по всем предметам опережает средне-российские показатели, по качеству мы в пятерке среди российских регионов. По математике впервые проводили экзамен по профильному и базовому уровням. У нас 82 процента выпускников сдавали профильный уровень. Немного в каких регионах такой показатель. Не смогли сдать 7 процентов - это большой процент, но по сравнению с российскими регионами у нас самые лучшие показатели. В Удмуртии не смогли сдать 50 процентов, в Башкортостане - 18, в Москве - 12.

Базовые школы

Мы создаем базовые школы. Их будет 550, а до этого было 1900. Это неуправляемый процесс. Под "базовыми" понимаем школы с 9 классами и начальные школы. Я как министр не могу обеспечить все 1900 школ хорошими директорами, но 550 управленцев по всей республике, думаю, найду. В школах будут учиться не менее 100 детей, а до этого было менее 30 учеников. Как можно гарантировать качество образования? Там должна быть самая хорошая материально-техническая база, образовательные программы.

Проект начали: уже утверждены базовые школы, но эта работа нескольких лет. Нужно открыть новые автобусные маршруты. Для этого в минспорта передали перспективный план до 2020 года, какие у нас будут школы, какие дороги надо будет асфальтировать и какие маршруты открывать.

Когда у себя работал главой (Актанышский район, - прим.авт.), начал там делать. Были 22 школы, остались 7 базовых школ. Конечно, надо посоветоваться с родителями, если они против, не надо школу закрывать. У меня был случай, что не хотел ликвидировать школу, но все родители отдали детей в актанышскую среднюю школу и ту школу пришлось оставить только как начальную.

Про директоров

После оценки персонала, 30 процентов директоров попали в "красную зону", многовато ведь. У меня такого резерва нет. Поэтому "красную зону" разделил на три. Есть директора, с которыми мы попрощаемся, с ними бесполезно работать, а вот с "розовой зоной" мы попытаемся поработать, посмотрим результаты. Думаю, директора такую же работу должны проводить с учителями. Это же судьба людей, не надо выбрасывать на улицу. Объективный подход должен быть: надо анализировать уроки, результаты учеников.

ЕГЭ для педагогов

Было много критики, но мы не зря же проводили ЕГЭ для учителей. Как может предметник готовить учеников если он по своему предмету не может набрать 30 баллов?! Есть у нас такие учителя. Эта информация не для меня: я обобщенно посмотрел данные, передал директорам и начальникам отделов образования. Им сразу сказал: «Проводите ЕГЭ объективно, я не буду это анализировать среди районов. Среди учителей тем более. Эта пища для вас». Как можно планировать работу на перспективу, если мы не знаем кто есть кто? Дальше как буду поступать: мы никого не будем предупреждать, а проведем срезы знаний среди учеников и учителей. И будем сравнивать результаты.

Про учителей

В некоторых районах учителя высшей категории составляют 80-85 процентов, а район по качеству образования на последнем месте. Так же не бывает, раз такие там учителя! Мы изменили подход. В прошлом году специалистов высшей категории пропустили через комиссию: из 100 только 40 процентов категорию подтвердили, а среди воспитателей только 25 процентов.

Потом, учитель в течение 7 лет запросто может получить высшую категорию, после этого стимул теряется. Поэтому хотим на уровне высшей категории еще две дополнительные ступени сделать «учитель-наставник» и «учитель-эксперт». И соответствующую зарплату сделать, учитель высшей категории получает надбавку 40 процентов, а хотим сделать 50 и 60 процентов. Чтобы они тоже работали над собой.

9 классы

Нет законного основания не принимать в 10 класс детей. Были жалобы по некоторым районам, мы сразу это пресекли. С 7 по 9 классы с детьми должны вести сильную профориентационную работу, потому что в 9 классе ребенок должен определиться, куда он пойдет: в 10-класс или получать профессию. В прошлом году 53 процента выпускников после 9 класса ушли в учреждения среднего профильного образования и из-за этого был конкурс по 2,5-3 человека на место. Если ребенок получит профессию, у него остается возможность получить высшее образование. Это нормальная система.

Детские сады

За 3 года мы построили 156 детских садиков, создали около 35 тысяч дошкольных мест. С 1 сентября должны гарантировать всем детям старше 4 лет место в детском саду, но мы пока не гарантируем места с 1,5 лет - пока у республики нет таких возможностей. Но это только в Казани и Набережных Челнах, а во многих районах уже решили проблему мест с 2 лет.

Строительство школ

С января начинается программа строительства школ до 2025 года. Выделено 50 миллиардов рублей, это для страны мало, но будет софинансирование. Пока конкретные цифры не доведены, в январе их получим. Причем, школы должны будем построить уже к сентябрю. Задача: ликвидировать обучение в начальной и средней школе в две смены. Пока это сделать не удается, около 9 процентов детей учатся в две смены.

Повышение платы в детском саду

С января на 8 процентов повышается родительская плата в дошкольных организациях. В чем причина? Повышается стоимость продуктов питания и на 5 процентов зарплата младшего персонала. В семьях, где доход на одного человека составляет менее 20 тысяч рублей, родители получают компенсацию из бюджета. С учетом этого у нас с 1 января родительская плата повышается от 150 до 270 рублей. Нам многие пишут, что повышается на 20-25 процентов. Ничего подобного! Повышается максимум на 270 рублей.


Читайте также по теме: ЕГЭ для учителей: лишний стресс или проверка на профпригодность


Автор: Ксения Жаркова

Поделитесь с друзьями

4 комментарии

  • Комментировать Денис 22 декабря 2015 написал(а) Денис

    Про учителей и директоров согласен, давно пора навести порядок в сфере образования и убрать лишние и непрофессиональные кадры.

  • Комментировать Альмира 23 декабря 2015 написал(а) Альмира

    Только почему то такие "зачистки"происходят только в школах. Что у нас в сфере здравоохранения все отличные специалисты работают? Да в любой другой отрасли. Я бы не сказала, что все отлично. Но об эттм никто не говорит.

  • Комментировать Ильсеяр 23 декабря 2015 написал(а) Ильсеяр

    Из медицины надо убрать специалистов некоторых. Они не достойны этой профессии! Только и ждут, когда им в карман суют.

  • Комментировать Алия 23 декабря 2015 написал(а) Алия

    Согласно полностью. Особенно "умиляет" когда свои должности директора передают по наследству детям, будто это частная лавочка.

Оставить комментарий