В новых учебниках истории не будет революций и татаро-монгольского ига

09 октября 2015 // Прочитано 2044 раз

C сентября 2016 года в Татарстане, как и по всей России, школьники начнут учить историю по новым учебникам. Портал sntat.ru разбирался, зачем и почему решили перекроить старые книги.

Паниковать не надо - историю, как это принято говорить сейчас, не переписали. Как Куликовская битва была в 1380 году, так она и осталась, но принципиальные отличия от старых книг все-таки есть. К примеру, в новых учебниках нет татаро-монгольского ига. Это не значит, что данный период истории не проходят в школе вовсе. Просто термин режет слух. Его заменили на более толерантный - «зависимость от Золотой Орды».

- Чтобы не акцентировать внимание на каком-то народе, ввели более корректную формулировку «Ордынское иго» или «зависимость от Золотой Орды», потому что в ордынском иге участвовали представители разных народов, - говорит Наталья Бороднева, учитель истории школы №78 Казани.

Впрочем, у других преподавателей истории иное мнение. Ведущий методист по истории и обществознанию издательства «Дрофа» Сергей Агафонов из Москвы считает, что толерантность не причем. Просто авторами нового ФГОСа была восстановлена справедливость.

- Историческая наука была заимствована из Западной Европы, вместе с ней была заимствована терминология. Термин татаро-монголы пошел из Польши, когда русским княжествам говорили - «Вы с кем? С ними, дань татарам будете платить или с нами, мы с вас меньше возьмем?». На месте Татарстана была Волжская Булгария, которая подверглась разгрому, как и русские земли. Говорить, что татары пришли сюда и создали Золотую Орду - это не правильно. Татаро-монгольское иго - это анахронизм, устаревшее понятие, - говорит эксперт.

Второе нововведение - сокращение числа революций. Раньше были и февральская, и октябрьская, теперь только одна - Великая революция 1917-го года. Но изучать эту тему тоже станут по хронологическим этапам, так что пробелов в знании не будет, обещают учителя. Напротив, кое-что школьники даже приобретут.

- В новые учебники закладываются альтернативные точки зрения на те или иные события. Если когда я школу заканчивала революции оценивались однозначно, то теперь два мнения. Для одних это действительно была великая революция, для других она величием не отличалась - это было событие спорное, приведшее к неоднозначным последствиям, - продолжает Наталья Бороднева.

По словам Сергея Агафонова - это не значит, что исторические события трактуются по разному и один учебник мыслит в стиле партии власти, а другой - ее «белоленточных» оппонентов. Генеральная линия соблюдена. Разные мнения в оценке исторических фактов нужны, чтобы дети научились мыслить, дискутировать и отстаивать свою точку зрения. 

- Если раньше говорили: «Ребята, вот это событие имело такое-то значение», то теперь не учитель дает готовый ответ, а сам ребенок должен научиться находить его, работать с источниками информации. Задача учителя организовать дискуссию, обозначить проблему, которую дети должны решить, - уверены представители образовательной сферы.

Новые учебники истории разрабатывались тремя российскими издательствами. Все три варианта одобрены минобрнауки России. Учителям сейчас осталось только выбрать, по какому из них работать. Единственная проблема, которую пока не удалось решить - это ЕГЭ по истории. По правилам, ежегодно вопросы должны обновляться на 20-25%. Учебники не меняются с такой скоростью, поэтому выпускники не должны ограничиваться одним учебником, пусть даже самым новейшим. К примеру, на ЕГЭ 2015 года были вопросы не из школьной, а университетской программы, посетовали учителя, к такому ни педагоги, ни 11-классники были просто не готовы. Окажутся ли они готовы к новому прочтению истории, покажет время. 

Автор: Дарья Турцева

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий