«Пусть вводят в городе, зачем это нужно в Актаныше? Вы говорите, что [обучение] в старших классах переходит на русский. Ребенок учится на татарском, и как же он перейдет на русский? Как он сдаст ЕГЭ на русском?» — возмущается мама одного из учеников школы № 2 села Актаныш Алия Маликова. Ее слова аплодисментами поддерживают остальные родители.
Видео распространилось по соцсетям, многие выразили свое отношение к этой ситуации. Корреспондент ИА «Татар-информ» узнала мнение представителей общественности, учителей, выпускников татарских школ. В первую очередь связалась с самой Алией Маликовой, чтобы подробнее узнать ее позицию. Однако женщина отказалась что-либо добавить к сказанному на собрании.
В соцсетях мнения пользователей разделились. Журналист Динара Ахметова поддержала идею обучения детей на родном татарском языке.
«Это что за неграмотные родители? Если уж в Актаныше такое отношение… Мы тоже учились в деревне, спокойно отучились на татарском! Свободно общаемся и на родном языке, и на русском, и других языках. Предавший родной язык предаст и мать, и отца, и родину! Родители, что вы делаете? Это видео довело меня до слез. Стыдно стало за родителей», — пишет она.
Учительница татарского языка, супруга писателя и журналиста Лябиба Лерона Фидания Лерон придерживается такого же мнения:
«Видимо, думают, если ребенок отучится на русском, то станет человеком. Потом поймут, что пошли по ложному пути, но будет поздно».
В комментариях многие также поддержали эту мысль. «Очень много случаев, когда выпускники татарских школ из деревень потом становились крупными руководителями», «Пусть сказки не рассказывают! Мы учились в татарской гимназии, все сдали ЕГЭ и экзамены в вуз сдали. Учились без проблем», — пишут пользователи.
В то же время много тех, кто встал на сторону Алии Маликовой:
«Мама на видео правильно говорит. Мы раньше учились в деревне на татарском. В городе очень сложно. По-русски толком изъясняться не можем. Стыдно же. Чтобы не потерять язык, достаточно говорить дома. Пусть по-татарски общаются у себя дома. Везде нужны русский, иностранные языки. Как им учиться в вузах, толком не владея русским?»
«Эта мама говорит правильно, в каком бы это ни было районе. Отучившись на татарском, ЕГЭ не сдашь. А татарскому могут обучить дома родители».
«Им еще сдавать ЕГЭ, скидок из-за татарского языка не будет»
Корреспондент ИА «Татар-информ» поговорила с еще одним участником того родительского собрания.
«Там было около 300 родителей. Собрали начальные классы. Энгель Навапович напомнил, что Актаныш — татарский район. Предложил ввести обучение на татарском языке. Это еще не значит, что все предметы будут на татарском. Например, мой ребенок в начальных классах все предметы изучает на татарском. Мы не против татарского языка обучения. Но хотелось бы, чтобы такие предметы, как математика, химия, физика, преподавались на русском.
Если ребенок в 1-4 классах математику будет изучать на татарском, к пятому классу я уже должна буду нанять для него репетитора, потому что на русском осваивать этот предмет ему уже будет тяжело. Если даже всего по двум предметам придется брать репетитора, в месяц уйдет вся моя зарплата!
Хорошо. Допустим, ребенок до девятого класса учится на татарском. И что, с девятого он резко перейдет на русский? Он ведь отстанет от сверстников. Если пойдет в вуз, никто там у нас спрашивать не будет, на татарском вы учились или нет. Там все термины будут на русском.
Нам ЕГЭ сдавать, никто нам из-за татарского никаких скидок не сделает. И как я должна объяснять ребенку вещи, которые и сама не понимаю?» — выразила свою точку зрения собеседница ИА «Татар-информ», которая попросила не указывать своего имени.
«Начальное образование на родном языке раскрывает способности ребенка»
Корреспондент ИА «Татар-информ» связалась с главой Актанышского района, экс-министром образования РТ Энгелем Фаттаховым.
«Ребенок Алии Маликовой учится в первом классе, он получает образование на татарском языке.
Я в этой теме «старый волк», у самого трое детей, пять внуков, трое живут в Великобритании, все говорят на татарском. Могу уверенно сказать — начальные знания ребенок должен получать на родном языке. Иначе его способности полностью не раскроются.
На собрании выступала эксперт, долгие годы проработавшая ректором Набережночелнинского педагогического университета, Файруза Мустафина. Она рассказала, почему ребенок начальное образование должен получать на родном языке, привела научно доказанные факты.
В Актанышском районе 98 процентов населения составляют татары. Поэтому сохранить татарский язык в школах — это еще и наш исторический долг. Если в Актаныше образование на татарском не будут давать, то где еще?
У нас три школы. В одной обучение полностью на татарском, в остальных двух предметы ведутся и на русском, и на татарском языках. На собрании мне хотелось донести до родителей свой опыт, в своих выступлениях мы рассказали, почему образование на родном языке будет лучше для детей. Мы ставим задачу, чтобы дети свободно могли общаться на татарском, русском, английском языках. Хотелось донести свой опыт, опыт Файрузы ханум и мысль, что хотя бы начальное образование детям надо давать на татарском.
Как бы вы объяснили, что возмущенную маму поддержали остальные родители?
Там зал на 500 человек. Аудитория обычно сначала так воспринимает, а потом по-другому… Они задают вопросы, мы отвечаем, на эту тему запланирован брифинг. Я это воспринимаю как обычную работу главы района с родителями.
Вы уверены, что сможете объяснить людям эту позицию?
Уверен! Многие понимают и осознанно принимают. Система образования с каждым годом меняется. Из-за того, что сегодня нам надо сдавать ЕГЭ на русском, мы не можем не готовить детей к их будущей жизни. Какая система аттестации будет к тому моменту, пока эти дети дойдут до 11 класса, — этого пока никто не может точно сказать. Мы не можем предположить, какие профессии останутся, какие исчезнут.
Что бы вы сказали родителям, уверенным, что из-за татарского языка их ребенок не сможет сдать ЕГЭ?
Наши нынешние родители — люди, воспитанные в семьях 80-90-х годов. Мы должны чаще с ними встречаться. Если мы хотя бы начальное образование ребенку не дадим на родном языке, то мы помешаем раскрыться имеющимся у него талантам. Самая большая трагедия сейчас — родители татары, а дети татарского не знают. Такой ребенок вырастает манкуртом — не знающим ни языка, ни племени своего. Ни русский, ни татарский он не знает в совершенстве. Ребенок из татарской семьи, получая начальное образование на родном языке, имеет возможность хотя бы самые начальные знания получить основательно. Такой ребенок никогда не забудет родного языка. Если ты хорошо знаешь родной язык, то легко освоишь и русский, и иностранные языки.
«Обучаем на основе заявлений родителей»
Начальник Управления образования Актанышского района Раниза Шакирова:
«В Актаныше при поддержке первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева строится новая школа на 460 мест. Там также будут обучаться дети из школы № 2. Нынешнее здание гимназии будет использовано под начальные классы.
На собрании мы с родителями обсуждали вопросы нравственного воспитания, вели разъяснительную работу. Родители выразили свое мнение. В начальных классах большая часть предметов преподается на татарском. Предметы изучают на русском и татарском. Родители пишут заявление и сами выбирают язык обучения. Я бы назвала это деловым разговором, большой проблемы здесь не было».
«Полностью согласен с Энгелем Наваповичем»
Депутат Государственного Совета Республики Татарстан Рамиль Тухватуллин:
«В этом году выпускник татарской школы сдал ЕГЭ на высшие баллы. Когда ребенок получает знания на родном языке, у него улучшается деятельность головного мозга. Знание родного языка в совершенстве, обучение на родном языке никому еще не помешали.
Понятно, что родители боятся. Мне кажется, бояться тут нечего. Я полностью согласен с Энгелем Наваповичем».
«Полученные на родном языке знания крепче, это доказано в мировой педагогике»
Экс-директор казанской гимназии № 2 им. Шигабутдина Марджани Камария Хамидуллина:
«У родителей бояться нет основания. ЕГЭ в школах ввели в 2007-2008 годах. С тех пор не было ни одного случая, чтобы отучившийся на татарском языке ребенок не сдал ЕГЭ. В те годы и помимо 2-й гимназии были школы с обучением на татарском языке.
Я ни от кого не слышала, чтобы говорили: “Из-за преподавания на татарском не смогли сдать государственные экзамены или плохо сдали”. Во 2-й гимназии никогда показатели ЕГЭ не были ниже школ с русским языком обучения. Не было не поступивших из-за этого в вуз выпускников. Не было и оставшихся без аттестата.
В 2019 году наш выпускник Рамиль Багавиев по русскому языку, информатике, математике и физике набрал 399 баллов. В прошлом году ученик Ядегерьской школы Кукморского района Инсаф Файзрахманов набрал 393 балла. Они оба учились на родном языке. Когда ребенок получает знания на родном языке, лучше развиваются его способности к мышлению, аналитике. Полученные на родном языке знания бывают крепче, основательнее, глубже. Это доказано во всемирной педагогике. И за рубежом люди стараются обучать своего ребенка на родном языке.
Не зря наш Тукай говорил: “Многое я познал через тебя, мой родной язык”. Родители боятся обучать детей математике, физике, химии, биологии на татарском. Этого тоже не надо бояться. Эти науки основываются на терминах-заимствованиях с английского и немецкого. А они звучат одинаково и в татарских, и в русских учебниках».
«Это мнение одного-двух родителей»
Директор Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей Венера Хаева-Хаметзянова:
«В 5-9 классах довольно большое количество предметов преподается на татарском. Математику, химию, физику мы не можем давать на татарском. География, биология, история, обществознание, музыка, труд, физкультура идут на родном языке. У нас дети все татары, до этого проблем не возникало.
Сейчас в гимназии обучается 167 детей, из них 62 ребенка прошли заключительный этап республиканской и межрегиональной олимпиады. Наши дети в совершенстве владеют русским, английским, татарским языками. Им не сложно учиться на татарском. Когда у ребенка хорошие знания, успеваемость не зависит от языка.
Мы район с татарским населением, у нас не должно быть такой проблемы с татарским языком. В 10-11 классах дети обучаются на русском, татарский язык и литература сокращаются до одного урока в неделю. Все равно, результаты государственных экзаменов хорошие. А эту ситуацию я расцениваю как просто подстрекательство одного-двух родителей».
«Если ребенок привык общаться и думать на татарском, ему будет сложнее осваивать знания на русском языке»
Активист сообщества татароязычных родителей Айсылу Галиева:
«Если ребенок заговорил на русском языке и привык воспринимать мир на русском, то учиться ему легче на русском, потому что он и знания в школе будет осваивать лучше на русском языке. Если заговорил на татарском и он может понимать, думать на татарском, то предметы ему лучше будут даваться на татарском.
Когда ребенок рос в татарской среде, общался и думал на родном языке, то потом в школе осваивать знания на русском будет сложнее. Например, если я думаю на татарском, то математику мне легче изучать на татарском.
Наш сын говорил и думал на татарском. В школе математику изучал на русском, но дома некоторые непонятные места я ему объясняла на татарском, то есть дома мы математику вместе изучали и на татарском языке. Сейчас он учится в «Адымнар» (полилингвальная школа в Казани. — Ред.), некоторые предметы изучают по учебникам на татарском языке. Считаю это большим достижением для города, где существует единственная гимназия с татарским языком обучения.
Мне стало стыдно за маму на видео. Я ее понимаю, но это позиция неразумного человека. Покажите мне в Актаныше ребенка, который совершенно не говорит по-русски? Наши дети не оторваны от русскоязычной среды. Даже в гимназии для одаренных детей, которая заявлена как гимназия с татарским языком обучения, с первого класса математику, окружающий мир учат на русском. В Актаныше в первой и второй школе всегда преподавали на русском.
Тем более к ЕГЭ мы начинаем готовиться с первого класса. Если ребенок с начальной школы на должном уровне осваивает все предметы, то в дальнейшем он просто пополняет эту базу. Если уже с начальных классов татароязычного ребенка будем пытаться обучать на русском, то его знания не будут стопроцентными.
Чтобы ребенок легко сдал ЕГЭ, учителя еще в 9-11 классах начинают давать терминологию на русском и татарском языках. По мне, этого вполне достаточно. Родители, которые считают, что для качественного образования нужно учиться на русском, в корне ошибаются.
«Основа нации — язык, религия и национальный костюм»
Председатель общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрия Идрисова:
«Я за образование на родном языке. Сейчас уже нет таких случаев, чтобы кто-то не освоил русский язык. Вся информация преимущественно дается на русском языке. Прошли прежние времена, на уроках русского языка учителя были вынуждены объяснять детям на татарском. Надо сохранить обучение на татарском языке. Человек прежде всего должен знать свой родной язык, потом он сможет освоить и другие языки. Словами Шигабутдина Марджани: «Основа нации — язык, религия и национальная одежда».
«На данный момент предложение Энгеля Наваповича нереализуемо»
Одна из основательниц сообщества татароязычных родителей, активист Чулпан Хамедова:
«Предложение Энгеля Наваповича запоздалое. В нынешней ситуации, пожалуй, вернуться к обучению только на татарском языке не получится, потому что престиж и статус татарского языка изменились. В Москве уже звучат призывы называть его не государственным, а просто официальным языком. С 2017 года по нынешний день каких-то кардинальных и серьезных изменений в сторону повышения качества преподавания татарского языка не заметно.
Напротив, по словам некоторых учителей, Министерству образования пришло указание, чтобы детям по татарскому языку домашних заданий не задавали. Было такое или нет — в дальнейшем увидим. Вместо того чтобы на современных мультиках изучать татарский язык, используются те же старые учебники, задаются странные задания. Они не могут заинтересовать детей. Дается лексика, которую татары не используют в повседневной жизни.
Если даже в преподавании татарского языка не получается навести порядок, то возможен ли переход на преподавание других предметов на татарском языке? По предметам уже нет таких качественных учебников, которые были в 90-х. По сравнению с нынешними они намного понятнее.
Я училась в татарской школе, ЕГЭ сдавала на русском. Мне ничуть не помешало обучение на татарском языке. Не понимаю родителей, которые против. Сейчас, в данной ситуации с языком в республике, предложение Энгеля Наваповича нереализуемо. Говорят, 95 процентов населения Актанышского района татароязычные. Но одно дело говорить на татарском языке, другое — учиться на нем. Домашняя лексика далека от научного языка. Имея в арсенале лишь слова домашнего обихода, ребенок не сможет изучать физику на татарском языке.
«Зачем из мухи делать слона?»
Выпускница казанской гимназии № 2 Лилия:
«В гимназию перешла в восьмом классе. Начальное образование получила в частной школе на татарском языке. В гимназии освоилась быстро. Каких-то недопониманий не было. Я считаю, что для решения задачи по математике знания языка не требуется. Если знаешь основы, то остальное можно логически додумать. Математика не литература, здесь владение языком в совершенстве не нужно. Зачем делают муху из слона, не понимаю.
Уроки шли на татарском. Но если кому-то было сложно отвечать на татарском, тот отвечал на русском. Не только в 9-11 классах, вообще татарский язык шел параллельно с русским. Термины давались на татарском и одновременно переводились на русский. Например, по математике теоремы учили на двух языках.
В одиннадцатом классе в наш класс пришел русский мальчик. Адаптироваться к татарской школе ему было не сложно. Хотя уроки шли на татарском, он учил по учебнику на русском языке, отвечал на русском, смог влиться в коллектив.
«Самые большие подстрекатели — прежнее поколение, не понимающее, что времена изменились»
Бывший директор Белебеевской татарской гимназии (Башкортостан), общественный деятель Нурмухамед Хусаинов:
«В основе этого лежит ситуация, сложившаяся до информационного века. Действительно, раньше в деревне русский язык нельзя было слышать постоянно. И дети, особо не отличающиеся способностью к учебе, или же лентяи, уезжая из деревни, не владели русским на нужном уровне. И хотя сегодня из каждого угла слышна русская речь, ребенок растет в атмосфере билингвизма и ему говорить на русском не составляет никакого труда, самое старшее поколение боится, что их внуки так и не будут знать русский язык, и об этом кричат при любой удобной возможности. Я это отчетливо увидел в годы работы в гимназии. К сожалению, они не чувствуют, что ситуация кардинально изменилась, поэтому «оберегают» внуков от татарского языка.
Я сам 8 классов окончил в татарской деревне, все предметы были на татарском. Приехал в город, поступил в престижный в регионе техникум, сдав экзамены на русском, после армии — в институт, оттуда в КГУ, и отучился там, совершенно не испытывая никаких трудностей. Мне еще учителя по некоторым предметам поручали проводить консультации однокурсникам, хотя большинство из них были городские. Сегодня подобного рода провокациями в основном занимаются те бабушки, которые в свое время своих детей не научили родному языку и теперь внуков ведут по этому же ложному пути».
Корреспондент ИА «Татар-информ» попросила прокомментировать ситуацию министра образования и науки Республики Татарстан Ильсура Хадиуллина. Он сказал, что пока не знаком с ситуацией.
«Об этом слышу впервые. Отправьте видео, я посмотрю», — сказал министр. Пока ответа не последовало.
Нет комментариев-