Правители Казани: Утемыш-Гирей

19 Сентября 2017

Прочитано: 2182 раза

Фото: с выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения»
Автор материала: Сергей Гаврилов
Корреспондент «Татар-информ» продолжает знакомить читателей с фрагментами своей книги о правителях Казанского ханства, которая в полном виде скоро выйдет в Таткнигоиздате. Сегодня речь пойдет о последнем Гирее в Казани.

УТЕМЫШ-ГИРЕЙ. Варианты имени: Утемешь-Гирей, Утямышь-Гирей, Утимишь-Гирей, Темишь-Гирей, Утю-Гирей, Мамиш-Кирей. 

Перед смертью Сафа-Гирей успел отдать последние распоряжения относительно своего преемника – им стал его двухлетний сын Утемыш-Гирей при регентстве его матери, младшей жены Сафа-Гирея Суюм-Бике. Три остальные жены хана, по словам автора «Казанской истории», в соответствии с волей покойного, были отпущены в родные места: в Сибирь, Астрахань, Крым. Кроме них, утверждает данный источник, у Сафа-Гирея была еще одна жена, «русская пленница, дщерь некоего славна князя», умершая во второй половине 1546 г. после возвращения Сафа-Гирея на казанский престол.

Малолетний Гирей на престоле не устраивал казанскую верхушку – в Крым за новым представителем было отправлено посольство, перехваченное русской заставой. В Казани хотели видеть своим новым ханом Девлет-Гирея, племянника Сахиб-Гирея, сына его брата Мубарека, который стал крымским ханом в 1551 году.

Стоит ознакомиться с грамотой к крымскому хану Сахиб-Гирею, посланной в Крым послами Янбарсом и Салгишем, перехваченными в Поле русским дозором и доставленной в Москву 1 мая 1549 г. 

Мамай-князь в головах, и уланы, и молны, афизы, все князи… о твоем жаловании челом бьют… От государя своего от упокойника от Сафагирея царя и до своей смерти отступити есмя не хотели. При его щастливом времени тех русских людей воевати и сечи и осилити уклонилися были есмя… И ныне, государь, только похочешь, чтобы тот юрт от тебя не отшол и иному бы не достался…и ты бы государь, нашего Довлет Кирея царевича отпустил». (Тихомиров М.Н. Россия в ХV1 столетии. М. 1962, с.489-490).

После этой неудачи 6 июля 1549 г. от имени Утемыш-Гирея в Москву была отправлена грамота о мире, однако основная часть казанской знати, стоявшая за маленьким ханом и Суюм-Бика, в силу своей крымской ориентации не пошли на мир с Москвой. Зимний 1549-1550 гг. поход Ивана IV на Казань успеха не имел. Тем не менее, в конце марта 1550 г. в Москве вновь получили грамоту Утемыш-Гирея с мирными предложениями и точно такую же от его деда Юсуфа.

Реальным главой казанского правительства был крымский улан Кощак, «муж зело величав и свиреп», фаворит Суюм-Бике, опиравшийся на крымские, ногайские, астраханские отряды союзников ханства. По «Казанской истории» Кощак не довольствовался достигнутым: «Он же восхоте царицу за себя взяти и воцарися на Казани», убив сначала Утемыш-Гирея. Планам Кощака не суждено было сбыться – потеряв власть, он бежал из Казани в июне 1551 г., но был пойман русским дозором и после отказа креститься, был казнен в Москве.

Но крымскому засилью в Казани пришел конец, начались переговоры о формах зависимости ханства от Москвы. Участь пятилетнего мальчика-хана и его молодой матери была быстро решена казанцами, которые прямо предложили выдать их в обмен на возвращение на трон Шах-Али. Переговоры шли весь июль 1551 г. и начало августа. Потеря Горной стороны по итогам этих переговоров была очень тяжело воспринята в Казани и все же 9 августа казанцы были вынуждены согласиться на московские условия.


11 августа в Свияжск прибыли Утемыш-Гирей и Суюм-Бика с детьми Кощака. Их встретил князь П.С. Серебрянный. 12 августа они были отправлены в Москву, куда прибыли 5 сентября 1551г. Можно предположить, что автор «Казанской истории» был свидетелем отъезда Суюм-Бике с сыном в Москву – он утверждает, что несчастная ханша по пути в Москву пыталась покончить с собой. В дальнейшем – 8 января 1553 г. Утемыш-Гирей крестился и получил имя Александр после чего Иван IV велел Утемыш-Гирею «жити у собя в царьском своем дому и повеле его учити грамоте, понеже юну ему сущу». Умер Утемыш Гирей 11 июня 1566 г. Суюм-Бика отказалась принимать православие и в мае 1552 г. была выдана замуж за Шах-Али в Касимов по его просьбе. Причем мужу было приказано следить за женой и контролировать ее переписку с ногайской родней.

В следующем очерке мы расскажем о третьем правлении в Казани Шах-Али и последнем казанском хане Ядкаре.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+