Не успел получить премию Тукая… Коллеги Нияза Халитова об ученом

9 Августа 2017

Прочитано: 1070 раз

Фото: Султан Исхаков
Автор материала: Лилия Лукманова, Гульнар Гарифуллина, Алмаз Шигабутдинов (www.intertat.ru, перевод)
Нияз Халит – исследователь мусульманской, тюркской и татарской архитектуры, один из немногих, кто еще в советские времена занимался изучением казанских мечетей. Результатом многолетнего труда ученого стала монография «Архитектура мечетей Казани», увидевшая свет в 1991 году. Книга позволила автору заявить о себе как о крупнейшем и уникальном специалисте в данной области.

Доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель науки Татарстана Нияз Халитов являлся главным научным сотрудником Института истории АН РТ, в последние годы преподавал в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Такие направления, как национальная теория в архитектуре, история тюркской и татарской архитектуры были заложены Ниязом Халитовым.

Заслуги ученого были признаны на всероссийском уровне. Еще в 1983 году он стал лауреатом I премии Первого Всероссийского конкурса молодых архитекторов в Москве. Участник международных симпозиумов по исламскому искусству и архитектуре, проходивших в Каире, Аммане, Дамаске, Стамбуле, Баку, Алта-Ате и других городах мира. В 1995 ученый был приглашен в Нью-Йорк на должность архитектора-супервайзера в компанию Joy Lud Distributors Int. Inc. В 1996 году исполнял обязанности главного архитектора Представительства Татарстана.

В июне 2017 года Нияз Халитов и Наиля Альменева-Халитова стали победителями всероссийской премии «Книга года» со своим научным трудом «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов». В связи с этим 12 июня ученый провел автограф-сессию в фирменном магазине Татарского книжного издательства на улице Баумана в Казани.

«Изучать историю мечетей было запрещено»

Нияз Халитов начал заниматься исследованием истории татарских мечетей еще в советские времена, когда эта тема была под запретом. «Советская идеология, насильственно внедряемая в общество, не предполагала даже упоминание о мечетях. А изучать их историю – вообще запрещено. Я начал свою работу отчасти в качестве протеста против этих запретов. Все мои исследования я делал для себя, записывал, но не издавал. Когда наступили благоприятные времена, обнародовал эти данные, защитил диссертацию по этой теме, – рассказывал ученый в своих интервью. – Позже были изданы книги. Примечательно, что самую первую книгу о мечетях Казани выпустили не здесь, а в Москве. Потому что редактор казанского издательства, увидев мой труд, отрезал: "Нет, у нас нельзя выпускать книгу о мечетях!". Пришлось ехать в Москву. И книга была издана в столице большим тиражом. Это книга "Памятники Казанской архитектуры VIII – начала IХ веков". Половина была посвящена гражданской архитектуре, половина – мечетям. Вот эту часть издательства в Казани и побоялись опубликовать. А в Москве она очень понравилась, и они не стали бояться. Монография ушла во все библиотеки, книжные магазины. Разошлась по всему Советскому Союзу. Эту книгу видели даже в Конгрессе Америки и национальной библиотеке Ирана». 


Идея захоронения татарских ханов принадлежит Ниязу Халитову

Как татарский историк Нияз Халитов был глубоко обеспокоен судьбой останков татарских ханов, долгое время пролежавших незахороненными на территории Казанского Кремля. Об этой проблеме ученый подробно рассказал в интервью ИА «Татар-информ».

Как историка, меня все время беспокоит судьба останков наших ханов. Это тема интересна для меня, – говорит ученый. – Действительно, первым внимание общества к этой проблеме привлек я. В этом направлении думал еще в советские времена. Во время одного из крупных заседаний обратился к заведующему отделом археологии АН РТ Альфреду Халикову: "Почему кости наших ханов из рода Чингизидов где-то валяются в пыли?". Так как вопрос был под его ведомством, коллега немного смутился. "Все в порядке, они хранятся в должных условиях и надежном месте. Придет время – решим", – сказал он. Но этот ответ меня не удовлетворил. Эту тему начал развивать дальше. Написал большую статью в газету "Молодежь Татарстана". Мнения были разные. Предложил возвести мавзолей рядом с башней Сююмбике. Рустем Зябиров подготовил очень хороший проект. Есть версии, что одно из захоронений принадлежит Мухамеду-Амину, другой – Махмуду. Есть ли способы выяснить правильность этих предположений – этого я не знаю».

«Но точно известно, что это наши ханы. Они достойны быть захороненными должным образом и с почестями. Должен быть пантеон Великих Чингизидов! Есть желающие найти могилу Сююмбике в Касимово и привезти ее останки сюда. Но это уже авантюра. Их нельзя найти. В Касимово ничего не сделано для поиска. Старое кладбище исчезло совсем, и следов не осталось. Где искать останки Сююмбике? В мавзолее Шахгали ее нет. Сююмбике захоронена где-то в другом месте. Надо найти могилы наших ханов, это бесспорно», – утверждал ученый. 

Соискатель госпремии им. Габдуллы Тукая

В 2017 году Нияз Халитов был представлен к государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Восемь трудов ученого были выдвинуты Казанским государственным архитектурно-строительным университетом.

«Я решил, что время мое пришло и выдвинулся. Имена остальных кандидатов увидел только после обнародования списка. Мне кажется, есть надежда на победу. Реальные конкуренты – в изобразительном искусстве, после ознакомления с ними вновь присмотрелся к своим трудам. У меня есть шанс. Я оптимист», – сказал тогда Нияз Халитов.

Сын Райхан был вывезен из Индии «всем миром»

Осенью 2016 года имя Нияза Халитова фигурировало в информационных сообщениях, связанных с несчастным случаем, произошедшем с его сыном в Индии. Райхан Халитов – блогер и путешественник, 26 сентября 2016 года на одной из трасс Индии попал в ДТП – на мотоцикле столкнулся с грузовым автомобилем. Водитель грузовика, сбившего Райхана, сбежал с места аварии. Долгое время Райхан пролежал в госпитале без сознания. Друзья и близкие блогера обратились к пользователям соцсетей с просьбой помочь собрать деньги для оплаты лечения. Вернуть Райхана в Татарстан удалось после непосредственного вмешательства Президента Татарстана Рустама Минниханова. В Казани он получил медицинскую помощь и прошел реабилитацию. Тогда Халитов через ИА «Татар-информ» выразил благодарность татарстанцам и Президенту Татарстана за оказанную помощь. 


Татарская общественность о Ниязе Халитове

Искандер Гилязов: Найдутся ли те, кто продолжит его дело?

«Труды Нияз Халитова – огромная ценность для нас, это такое богатство. Эта потеря для нас очень тяжела, – заявил сегодня корреспонденту ИА «Татар-информ» директор Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов. – Был человеком очень многогранным. Не замыкался в своей теме, а имел широкие взгляды. Беседовать с ним всегда было очень познавательно. Нияз был единственным в своем роде, уникальным, неповторимым человеком. Никто не знал историю татарских мечетей, татарской архитектуры так, как он. Беспокоит и то, будут ли у него последователи. Кто сможет продолжить эту работу?».

Радик Салихов: Уход из жизни Нияза Халита – большая потеря для науки и общественности

Заместитель директора Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радик Салихов назвал Нияза Халитова уникальным специалистом.

«В 80-х годах он стал известен своей книгой, посвященной татарским деревянным памятникам архитектуры, Старой Татарской слободе. Он побывал в каждом доме, изучал их архитектурные особенности. Его монография в конце 80-х стала своеобразным учебником для многих специалистов, в том числе и для меня. Тогда лишь единицы могли представить что-то из своих исследований в теме архитектуры Казани. Нияз Халит также стал соавтором труда, посвященного различным артефактам, встречающимся в оформлении казанских домов, крылец, заборов конца XIX – начала XX вв. Эту книгу до сих пор в своей работе используют преподаватели вузов, экскурсоводы. Нияза Халитова можно назвать патриотом своего народа. Его интересовали все области, не только архитектура – культура, общественная деятельность тоже были в круге его интересов.

Нияз Халитов внес весомый вклад в концепцию реконструкции и реставрации Казанского Кремля. Жители Казани и туристы сейчас видят обновленный Кремль и любуются его красотой. Когда появилась инициатива внесения Казанского Кремля в список материального наследия ЮНЕСКО, одним из предложений ученого было о том, что сооружениям Казанского Кремля должна быть присуща планировка средневековых татарских укреплений. Я считаю его одним из выдающихся татарских ученых современного мира. Его уход – большая потеря для нашей науки и общественности». 

Ильшат Саетов: Благодаря своим знаниям заслужил уважение народа

«Нияз Халитов в своем поприще был очень хорошим специалистом», – заявил корреспонденту ИА «Татар-информ» научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политологии Ильшат Саетов.

«Автор многих трудов по истории архитектуры. Приходилось с ним встречаться на "круглых столах". Мыслил основательно, не распылялся во мнениях, четко выражал и отстаивал свою мысль. Очень нравился мне как человек, с ним было легко общаться. Имел огромный авторитет, пользовался уважением. Он заслужил признание у народа – не высокими званиями от государства, "сверху", а благодаря своим знаниям», – отметил Ильшат Саетов.

Айрат Файзрахманов: Нияз Халитов был достоин премии Г. Тукая

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов рассказал корреспонденту «Татар-информ» об огромном вкладе, который Нияз Халитов внес в сохранение Старой Татарской слободы.

«Его книга “Архитектурные памяти Казани XVI-XIX” очень популярна. Я часто вижу эту книгу в татарских семьях. Именно с его подачи люди стали интересоваться татарской архитектурой. Его книги – оставленное им нам наследие. Также есть детально разработанная им концепция «Татарская национальная архитектура в Казани». Это законченная концепция, и она ожидает реализации. В условиях глобализации исчезают наши здания, относящиеся к национальной архитектуре. Но есть концепция, оставленная нам Ниязом Халитовым, и она, я думаю, поможет нам в будущем», – сказал Айрат Файзрахманов.

«Мне кажется неверным было то, что государственная премия им. Г.Тукая не была вручена Ниязу Халитову. Он был очень достоин это премии. Этой награды не удостоились ученые, исследовавшие татарскую архитектуру. Архитектура влияет на нашу жизнь. Возможно, мы этого не замечаем, но это так. Народ пока не понимает до конца. Я сам лишь недавно осознал, – заметил собеседник. – Нияз Халитов известен не только через татарскую архитектуру. Он изучал архитектуру многих мечетей Казани. В книгах детально описал особенности этих строений. Пожалуй, больше не найдется трудов, где настолько подробно приведены данные. Нияз Халитов возглавлял конкурс на лучший проект мечети "Кул Шариф". То, что мечеть осуществлен в нынешнем проекте, можно считать и его трудом».

Прощание с Ниязом Халитовым пройдет 9 августа в КГАСУ. Гражданская панихида начнется в 10.00. Нияз Халит будет похоронен на кладбище Киндери в Высокогорском районе РТ.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+