История правителей Казани: возвращение в Казань хана Мухаммед-Амина

8 Августа 2017

Прочитано: 2131 раз

Фото: Фото: Халиков Ф. Г. «Солнечным мартовским днем в Казани. IV» (1996). Холст, масло. (Из собрания галереи «Хазинэ» ГМИИ РТ, фотогалерея ART16.ru).
Автор материала: Сергей Гаврилов
Корреспондент «Татар-информ» продолжает знакомить читателей с фрагментами своей книги о правителях Казанского ханства, которая в полном виде скоро выйдет в Таткнигоиздате.

Напомним, что в предыдущей части цикла речь шла о хане Абдул-Латифе.

МУХАММЕД-АМИН (вторично)

После потери Казани Мухаммед-Амин в ноябре 1492 г. очутился в Москве, где был пожалован Каширой, Серпуховым и Хотунью «со всеми пошлинами», куда бывший хан отправился 9 мая 1497 г. В качестве служилого царевича Мухаммед-Амин принимает участие в военных походах Ивана III. 1500 год: в составе русской рати Мухаммед-Амин воюет с Литвой. Литовская хроника отмечает Мухаммед-Амина в числе других московских воевод, участников штурма Путивля осенью 1500 г. В августе 1501 г. по просьбе крымского хана Иван III вновь шлет Мухаммед-Амина воевать, на этот раз с Большой Ордой. Осенью 1501 бывший казанский хан в составе русской рати воюет с ливонским орденом.

В 1502 г. Мухаммед-Амин сменил своего брата Абдул-Латифа в Казани. Любопытно, что в конце 1496 г., когда казанские послы приехали в Москву просить Ивана III дать им хана, свою измену Мухаммед-Аминю они объяснили его злодейским нравом: «занеже от него было великое насильство и безчестие Катунам (женам) нашим», мол, поэтому и подчинились Мамуку. Тогда Иван Ш учел пожелания казанцев и не стал возвращать Мухаммед-Амина в Казань. 

После этого русские летописцы добавляют, что «он /Мухаммед-Амин/ и тамо /то есть в Кашире, Серпухове и Хотуни/ своего нрава не пременил, но с насилством живяше и халчно ко многим». Характеристика в духе времени – другой у нас нет. Церемонией коронации Мухаммед-Амин в Казани руководили князья Суздальский и Ноздроватый.


Мухаммед-Амин. Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1995 году.

Первым шагом нового-старого хана была ликвидация всесильного князя Кель-Ахмеда «на великого князя гнев держа» и памятуя о судьбе брата. Определенную роль в скором решении Мухаммед-Амина разорвать вассальные отношения с Москвой сыграла его новая жена Урбет (имя по Татищеву), разделившая с мужем ханом Ибрагимом заточение с 1487 г., после чего Иван III отдал ее в жены Мухаммед-Амину. Женитьба на жене брата являлась для казанских ханов делом обычным по правилу левирата. Так Нур-Султан была женой ханов Халиля и Ибрагима. В данном случае великий князь надеялся укрепить связь Мухаммед-Амина с Москвой, поскольку знал, что ему «люба бысть братиа жена велми».

Урбет, четырнадцать лет не видевшая свободы, естественно, не питала особых симпатий к Ивану III и, очевидно, всячески склоняла нового мужа к разрыву с Москвой. Резкий поворот в политике Мухаммед-Амина произошел летом 1505 г. и был продиктован интересами верхушки казанских феодалов и был подготовлен заранее. Любопытно, что Мухаммед-Амин нашел законный предлог для объяснения разрыва с новым великим князем Василием III, уповая на отсутствие соответствующего договора между ними.

Аз есми целовал роту за великого князя Дмитрея Ивановича, за внука великого князя, братство и любовь имети до дни живота нашего, и не хочю быти за великим князем Васильем Ивановичем. Великий князь Василей изменил братаничю своему великому князю Дмитрию, поимал его через крестное целование, а яз Магмед Аминь, казанский царь, не рек ся быти с ним не хощу».

Дело в том, что Иван III в 1498 г. венчал на царство своего внука Дмитрия Ивановича, но в 1502 г. изменил свое решение, бросив внука в темницу, а новым наследником престола объявил сына Василия, который уморил своего племянника в тюрьме. То есть казанский хан очень грамотно с юридической точки зрения обосновал свой разрыв с новым московским правителем. (см. исследование об Иване Ш – Н.Борисов. Иван Ш. М., 2000).

За резней русских купцов 24 июня 1505 г. на ярмарке последовал неудачный поход Мухаммед-Амина на Нижний Новгород в сентябре 1505 г. в союзе с Мусой Ногайским, причем последний был убит под стенами Нижнего. Летом 1506 г. Мухаммед-Амин удачно отбил от стен Казани два русских похода и на этом активные боевые действия закончились.

Именно на эти годы приходится документально зафиксированная попытка выхода Казанского ханства на широкую международную арену с целью организовать антирусскую коалицию в составе Казанского, Крымского ханств, Литвы и Ливонского ордена. О посольствах Мухаммед-Амина в Крым и Литву в 1506 г. известно мало. Знаем лишь, что попытки Мухаммед-Амина сплотить союз против Москвы оказались безуспешными.

Есть основания полагать, что не менее тесными связи у Мухаммед-Амина были с завоевателем Бухары и Самарканда ханом Мухаммедом Шайбани. По крайней мере, известно, что последний хан прислал своему казанскому коллеге двух музыкантов – Гулям-и-Шади, сына декламатора, и Бульбуля. Зайцев даже предположил, что ханы были друзьями (Зайцев И.В. Астраханское ханство. М. 2004, с. 66).

В марте 1507 г. Мухаммед-Амин послал в Москву грамоту с мирными предложениями. Начинается интенсивный посольский обмен Москвы с Казанью, который продолжался вплоть до смерти Мухаммед-Амина. По нашим подсчетам, из Казани в Москву в период с марта 1507 по осень 1516 гг. было отправлено 6 послов. Мирный договор был подписан в начале сентября 1507 г. В этот момент Мухаммед-Амин навестила его мать Нур-Султан, гостившая в Казани с сентября 1510 по июнь 1511 гг. Именно в ходе визита матери Мухаммед-Амин заговорил о «крепком миру и дружбе», который он хочет установить с Василием III.

Приблизительно в январе 1512 г. Мухаммед-Амин действительно присягнул на грамоте, привезенной из Москвы. Более того, в феврале 1512 г. по просьбе казанского хана из Москвы ему был прислан «верный человек», конюший великого князя И.А. Челяднин, которому Мухаммед-Амин «тайну свою исповедовал чисто». Видимо, хан попытался реабилитироваться за переворот 1505 г. Живописный рассказ «Казанской истории» о неизлечимом недуге, поразившем хана после войны с Москвой, частично подтверждается летописными записями и дипломатическими депешами из Крыма.

Умер Мухаммед-Амин 18 декабря 1518 г. Посол из Казани прибыл в Москву с этим известием 29 декабря 1518 г. Если верить «Казанской истории», в том же месяце в могилу сошла и ханша Урбет. «Тако же и царица, прелстившаяся его борзо по нем, того же месяца, с печали умре, от совести долга смертнаго зелия вкусив». Так в декабре 1518 г. в Казани пресеклась династия Улуг-Мухаммеда. Доказательств захоронения Мухаммед-Амина на территории казанского Кремля, пока нет, что бы по данному поводу не говорили… (См. мнение заведующего археобиологической лабораторией Института археологии АН РТ Ильгизара Газимзянова – ИА «Татар-Информ», 20 июня 2016).

В следующем очерке речь пойдет о первом появлении на казанском престоле хана Шах-Али и его преемнике Сахиб-Гирее.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+