Астрономы из Казани рассказали, когда Земля столкнется с астероидом

19 октября 2015 // Прочитано 5169 раз

Огромное небесное тело приближается к нашей планете. Портал sntat.ru попытался выяснить, повторится ли история «челябинского метеорита».

Астрономы обнаружили 600-метровый потенциально опасный астероид 2015 TB145, путь которого лежит через нашу солнечную систему, в последний момент - 10 октября. 31 октября на скорости в 35 км/с небесное тело пролетит мимо Земли на расстоянии около 488 тысяч километров. По данным астрономов, максимальный блеск астероида 2015 TB145 составит +10 звездных величин, так что его будет видно в телескоп средней мощности.

По словам доцента кафедры астрономии и космической геодезии КФУ Георгия Жукова, в случае столкновения с Землей, метеорит такого размера может оставить кратер около 5 километров в диаметре и все испепелить вокруг в радиусе несколько тысяч километров.

- В Аризоне 50 тысяч лет назад упал метеорит метров 40 в диаметре, и на месте его падения до сих пор сохранилась воронка, размером в 1,2 километра, - привел пример ученый.

Но на этот раз, к счастью, даже «аризонский» сценарий нам не грозит.

- Расстояние от Земли до Луны - 384,5 тысячи километров, - рассуждает Георгий Жуков. - То есть, значительно меньше, чем до астероида 2015 TB145. Диаметр Луны почти 3,5 тысячи километров. То есть ее масса гораздо больше. Но Луна же не падает на Землю, хотя чем больше масса тела, тем сильнее притяжение. Так что мимо пролетит этот астероид! Но по принятой в астрономии классификации, он относится к категории потенциально опасных.

Всего же в списке потенциально опасных уже более тысячи небесных тел, когда-либо приближавшихся к нашей планете. Это глыбы из камня и льда размером больше 140 метров в поперечнике, которые могут оказаться на расстоянии меньше 7,5 миллионов километров, что примерно в 20 раз больше расстояния от Земли до Луны. Но ученые считают, что ни одно из их них не столкнется с Землей в течение следующего столетия. Однако стоит учесть, что не все потенциально опасные астероиды уже открыты. Вся проблема в том, что заметить нового «непрошеного гостя», как правило, можно только тогда, когда он уже пересек границы Солнечной системы. И у человечества впритык времени даже на то, чтобы вычислить его орбиту. А ведь надо еще и развернуть операцию по спасению.

- Чтобы рассчитать орбиту только что отрытого астероида, нужно хотя бы несколько дней, чтобы проследить, по какой «дуге» он движется, - объясняет Георгий Жуков. - Но, в общем-то, считается, что на все планеты Солнечной системы за всю историю ее существования уже выпали все небесные тела, которые «должны» выпасть. Остальные - на более менее устойчивых орбитах. Но подсчитано, что один раз в сто миллионов лет крупное тело все же падает на Землю. Последний раз такое случилось 56 миллионов лет назад. Так что еще, по крайней мере, 44 миллиона лет человечество может спать спокойно. Хотя - это статистика, и всякое может быть.

На всякий случай ученые разработали несколько проектов по спасению человечества, которые уже не раз «воплощали в жизнь» кинематографисты. Например, можно послать на астероид снаряд и взорвать его на поверхности. Тогда «отдача» способна сдвинуть непрошенного гостя с опасной орбиты.

Но есть и мирный план. Покрасить одну сторону такого астероида в белый цвет, от которого сильнее отражается свет, и Солнце будет постоянно «выталкивать» астероид с опасной траектории. Понятно, что оба эти плана требуют времени для реализации. И если бы обнаруженный 10 октября астероид 2015 TB145 свернул «на опасную дорожку», то двадцати дней до его сближения с Землей никак не хватило бы. Но этого времени достаточно, чтобы вычислить место падения и хотя бы эвакуировать оттуда население. Ведь несколько тысяч километров - это площадь целого мегаполиса или даже региона.

Напомним, последнее падение астероида на территории России зафиксировали в Челябинске 15 февраля 2013 года. Столкновение космического тела с поверхностью Земли стало причиной ряда разрушений и травм в радиусе 6,5 тысячи метров. Его диаметр составил около 17 метров, а масса 10 тысяч тонн.

Автор: Елена Мельник